• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Уснули 31 января, а проснулись 14 февраля: как Россия потеряла 13 дней из своего календаря

Время чтения: 4 мин
1599

Ровно 105 лет тому назад жители России легли спать 31 января, а проснулись уже 14 февраля. Как это произошло и куда подевались 13 дней?

24 января 1918 года Советом народных комиссаров РСФСР был принят декрет, согласно которому в стране вводился григорианский календарь. «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» — так назвался тот самый декрет, который вступил в силу 26 января, после того как его утвердил Владимир Ленин.

В декрете говорилось, что в 1918 году за 31 января сразу же последует 14 февраля. Это делалось для того, чтобы иметь одинаковое исчисление времени с передовыми странами мира.

Праздники и знаменательные даты мусульманского календаря в 2023 году (Фото)

В России до принятия декрета пользовались юлианским календарем, который был введен Петром I в 1700 году. Этот календарь впервые был принят в Древнем Риме во времена правления Юлия Цезаря, отсюда и название «юлианский». Позже им пользовались во всех европейских странах, пока не начался постепенный переход на более удобный григорианский календарь.

Впервые григорианский календарь был введен в католических странах 15 октября 1582 года папой римским Григорием XIII, отсюда и название «григорианский». В отличие от юлианского календаря, основанного на пасхальном круге, григорианский привязан к астрономическому дню весеннего равноденствия. Поэтому григорианский календарь является более точным и удобным. Так, например, из-за погрешности, в юлианском календаре одни сутки накапливаются за 128 лет, а в григорианском – за 3200 лет.

После 1582 года были случаи, когда некоторые из западноевропейских государств возвращались к юлианскому календарю, а затем снова переходили на григорианский. К началу XIX века все европейские страны пользовались григорианским календарем.

Начиная с 1830-х годов вопрос о необходимости перехода на григорианский календарь стал периодически обсуждаться и в России. Так как юлианский календарь имел важное значение для православной церкви, ее переход все время откладывался. Однако в российских международных документах и некоторых периодических изданиях указывались даты обоих календарей.

Октябрьская революция 1917 года стала новым толчком для обсуждения необходимости перехода на григорианский календарь. Советское правительство старалось всяческие отмежеваться от религии. Поэтому важность юлианского календаря для православной церкви уже не учитывалась.

На первый план вышли удобство, практичность и распространенность. С переходом на новый календарь даты по юлианскому стали называть «старым стилем», а по григорианскому – «новым стилем».

К 1918 году между григорианским и юлианским календарями накопилась разница в 13 дней. Поэтому после 31 января пришлось сразу переходить на 14 февраля. Однако эта разница между календарями не постоянная и все время меняется. Так, например, с 5 октября 1582 года по 29 февраля 1700 года разница составляла 10 дней, а с 1 марта 2100 года разница будет составлять 14 дней.

Краткая схема разницы между календарями:

  • 5 октября 1582 года – 29 февраля 1700 года – 10 дней.
  • 1 марта 1700 года – 29 февраля 1800 года – 11 дней.
  • 1 марта 1800 года – 29 февраля 1900 года – 12 дней.
  • 1 марта 1900 года – 29 февраля 2100 года – 13 дней.

Даты важных событий, произошедших до введения нового календаря, принято пересчитывать и отмечать согласно григорианскому календарю.

Так, например, падение Казанского ханства произошло 2 октября 1552 года (по старому стилю). Однако, согласно григорианскому календарю, мы отмечаем эту дату 15 октября. Хотя правильнее будет дата 12 октября, так как при введении григорианского календаря в XVI веке разница между календарями составляла всего 10 дней.

Из-за того, что многие до сих пор не знают всех этих тонкостей, часто встречаются ошибки, особенно связанные с датами рождения и смерти видных деятелей. Например, в Википедии у Шигабутдина Марджани дата рождения указана согласно григорианскому календарю – 16 января 1818 года, причем тоже с ошибкой, а дата смерти вообще согласно юлианскому – 18 апреля 1889 года.

Шигабутдин Марджани родился в 1233 году в 7-й день месяца рабиуль-аваль по хижде, который приходится на 3 января 1818 по юлианскому календарю. Так как с 1 марта 1800 года по 29 февраля 1900 года разница между календарями составляла 12 дней, к 3 прибавляем 12 и получается, что Шигабутдин Марджани по григорианскому календарю родился 15 января 1818 года. Многие, не зная этих тонкостей к старым датам просто прибавляют 13. Поэтому к 3 прибавили 13 и получилось, что Марджани родился 16 января.

Это интересно: Почему мусульмане отказались от обычного календаря?

Марджани умер 18 апреля 1889 года по юлианскому календарю. Так как с 1 марта 1800 года. по 29 февраля 1900 года разница между календарями составляла 12 дней, к 18 прибавляем 12 и получается что Шигабутдин Марджани по григорианскому календарю умер 30 апреля 1889 года.

К сожалению, историки не особо жалуют математику и таких ошибок встречается много. Поэтому все это требует ревизии наших ученых.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle