Преданность: «Когда мы находимся в каком-то городе, мы становимся его голосом…»
В столице Татарстана полным ходом идет Казанский международный кинофестиваль, в кинотеатрах показывают фильмы со всего мира: многие из них – премьеры, и казанские зрители увидят их первыми.
Сегодня состоялась премьера фильма «Преданность» молодой пакистанки Зайнаб Юнас. Сюжет картины перекликается с собственной судьбой режиссера, которая также сыграла главную роль в картине.
Примечательно, что это первая кинематографическая работа Юнас, и она оказалась в числе конкурсных работ мусульманского кинофестиваля.
Сюжет картины рассказывает о молодой девушке-журналистке, полной амбиций и стремлений. Она загорается желанием переехать в большой город, где, по ее представлениям, ее ожидает работа в большой фирме и карьерный рост. Но стремление девушки сталкивается с резким сопротивлением ее отца, который считает, что полезным надо быть там, где родился.
В конечном счете, отец, хоть и с тяжелым сердцем, но все же смягчается и соглашается отпустить дочь в город. Однако, предъявляет ей одно условие – один день они проведут вместе в городе.
Отец с дочерью выезжают в свой родной город, посещают лагерь для беженцев, рынок, школу для девочек и встречают разных людей: друга отца, который тоже хотел дать своей дочери хорошее образование, но не смог, потому что его дочь погибла в теракте; подругу главной героини, к которой отец всегда относился пренебрежительно и сделал ее жизнь невыносимой, потому что хотел сына; девочек, которые играют в теннис, но никто за них не болеет.
В завершении дня отец с дочерью поднимаются на смотровую площадку города и смотрят на него с высоты птичьего полета.
Тут совершается их сокровенный диалог:
– Ты помнишь, когда была здесь последний раз?
– Когда была жива мама.
– Твоя мама любила подниматься сюда и наблюдать за городом, когда исчез твой брат. Она хотела услышать его голос здесь. Когда мы находимся в каком-то городе, мы становимся его голосами…
Также отец напевает одну песню:
«Если ты не можешь быть преданным родному месту, ты становишься жестоким,
Тебе надо как-то избавиться от этого заблуждения, от чувства стыда,
Тогда это место тоже будет преданным тебе до конца твоей жизни».
Наутро девушка садится в автобус, ей звонят и сообщают, что ее материал, посвященный женскому образованию, был высоко оценен и ее приняли в международную организацию в Лахоре (город, в который она переезжает). Когда, кажется, перед ней открываются все двери, перед ней всплывают картины родного города, люди и их проблемы и глаза отца…
Казалось бы, фильм о классическом противостоянии отцов и детей, но все не так просто. Этот фильм о преданности родному краю, месту, где родился, своим корням и своему предназначению. Ведь для исполнения своего долга и предназначения нет лучшего места, чем то, что вскормило и воспитало тебя.
Это фильм про благодарность, пользу, которую люди могут оказывать окружающим, и про верность своим ценностям. Если бы он был снят в какой-либо западной стране, героиня вероятнее всего выбрала бы большой город и карьерные высоты и достигла бы успеха там, но картина, снятая в стране с традиционными исламскими ценностями, должна была сохранить определенную патриархальность и показать, что человек может реализоваться на земле своих предков, оставаясь преданным своим идеалам.
Зайнаб Юнас удалось найти отличный компромисс между традиционными ценностями и личными желаниями. Она показала прекрасные и теплые отношения отца и дочери, уважение к старшим, при этом сохранила мечты девушки.
Вдобавок ко всему, картина впечатляет удивительно красивыми кадрами города и невероятными пейзажами: весь город как будто окутан легкой светлой дымкой. Ведь для большинства из нас Пакистан ассоциируется с горами, жарой, степями, женщинами в бурках, религией ислам и все на этом.
Этот фильм показывает нам страну, а в частности город Кветта, в естественном свете, живым и настоящим. Поэтому такого рода фильмы добавляют важное культурное и познавательное значение для нашего зрителя.
Как же завершается фильм? Когда перед героиней открываются все двери, перед ней всплывают картины родного города, она выходит отцу со словами:
– Пап, как там в той песне?
– «Если ты не можешь быть преданным родному месту, ты становишься жестоким,
Тебе надо как-то избавиться от этого заблуждения, от чувства стыда,
Тогда это место тоже будет преданным тебе до конца твоей жизни»…
Ясмин Нуриева