• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Каково жить мусульманину в самом сердце Европы

Время чтения: 8 мин
4433

Первое упоминание о мусульманах на территории Чехии можно найти в старославянском тексте «Жизнь святого Цирила», а огромное количество найденных мусульманских монет при раскопках на Мораве являются неоспоримым доказательством существования в те годы торговых отношений с исламскими странами. Однако воздействие ислама на население территорий чешских земель было слабым по сравнению, например, с Болгарией и Хорватией, которые уже к концу XIV столетия были подчинены Турции, чья власть продолжалась вплоть до конца XIX, начала XX столетия.

Существует рассказ предпринимателя и путешественника времен царствования царя Болеслава Первого (965 год), где он сообщает, что из турецких земель приезжают мусульмане покупать отроков и меха.

Коран был переведен на латинский язык в 1147 году, а впервые напечатан на нем в 1543 году. Чешский проповедник и мыслитель Ян Гус упоминает о нем в своих повествованиях в XV веке. В то же время в Чехии выходит книга «Против Алкорану», то есть против турецкого закона, за авторством священника Бартоломея Дворского. Дальнейшее упоминание об Исламе встречается в рассказах Вацлава Будовца в XVI веке после его путешествия по Турции. На чешский язык Коран был переведен и издан в начале XX века.

До Первой мировой войны территория Чехии была частью Австрийской монархии. В 1878 году Австрия оккупировала Боснию и в 1908 ввела ее в состав своих территорий. Таким образом, население Австрии увеличилось за счет боснийских мусульман. Народы с оккупированных земель стали переезжать на территорию Чехии, чтобы заняться здесь повышением образования либо многочисленными ремеслами. В 1912 году император Франц Иосиф Первый подписал закон, официально признающий ислам на территории Австрии.

После распада Австро-Венгрии в 1918 году боснийские мусульмане в большинстве своем остались на территории вновь возникшей Чехословакии. Только в середине 30-х годов ХХ века мусульмане стали объединяться, не принимая во внимание национальную принадлежность. В конце 1934 года несколько практикующих мусульман, интеллектуалов того времени, основали Мусульманскую религиозную организацию Чехословакии. Общество насчитывало около 700 членов. В связи с несогласием внутри сообщества (неясностями в процессах заключения браков, похорон, желании иметь свой официальный язык), датой государственного признания является декабрь 1941 года. Членами этого общества являлись практикующие мусульмане, студенты-иностранцы и определенное количество новообращенных граждан Чехословакии. В период 1937-1945-х годов организация издавала журнал чешско-словенских мусульман «Голос».

В это же время были предприняты первые попытки строительства мечети, которые не увенчались успехом. В годы коммунистического режима каждая церковь или религиозная организация должны были заявить документально, что будут принимать участие в строительстве социалистического общества. Закон не имел ничего общего с понятиями свободы вероисповедания. Возможность существования была обеспечена только тем организациям, которые просили государство одобрить деятельность конкретных религиозных деятелей, и государственная комиссия должна была вынести одобрение. В таком случае государство дотировало данные организации и выплачивала священнослужителям зарплаты. Мусульмане страны этот шаг навстречу государственным структурам не сделали.

История чешских мусульман не была бы полной без упоминания имени принявшего ислам Алоиса Бохдана Бриксиуса, который стал идейным вдохновителем Мусульманского Религиозного Общества. Он был членом ее правления (Меджлиса). После Второй мировой войны документ «Декрет Бенеша» аннулировал статус МРО, полученный им в 1941 году.

О новой регистрации Союз мусульманских сообществ запросил в 1968 году. Но его деятельность практически отсутствовала до 1989 года. В июне 1990 года Чешская Социалистическая Республика подтвердила право мусульман на полноценную духовную жизнь. В мае 1991 года в Праге состоялась встреча Союза мусульманских религиозных сообществ, но как религиозная организация Союз зарегистрирован не был. Поэтому возникли фонды для создания и эксплуатации исламских центров в Праге и Брно. Они получили официальный статус от властей ЧР. Руководителем по сей день является профессор Мухаммед Али Шилгавы. Одновременно возник Союз мусульманских студентов и молодежи, членами которого в основном являются арабские студенты. Еще одной организацией, которая действует в наше время на территории Чешской республики, является Исламский союз – объединение друзей исламской культуры. Он зарегистрирован официально Министерством внутренних дел Чехии, как культурная и общественная организация, и был признан членом Исламской мировой лиги. Возглавляет Исламский Союз Салим Владимир Волдан.

В городе Брно ростки исламской коммуны возникли еще в 1992 году, когда была организовано первое помещение для совершения молитв. Исламский Фонд был заложен в 1994 году, его официальной целью было построение и осуществление деятельности мечети в городе Брно. В 1995 году Исламский Фонд приобрел на средства, пожертвованные прихожанами, участок земли. Городские власти долгое время препятствовали выдаче разрешения на строительство, так как в прессе появились сообщения о планирующейся стройке мечети, и население стало выражать недовольство этим фактом, подписывая петиции и собирая демонстрации под руководством местной церкви. Но, не смотря на шумиху в прессе, разрешение на строительство после долгих мытарств органами власти было выдано. Мечеть была открыта к посещению в июне 1998 года. Во время проведения Дня открытых дверей мечеть посещали одновременно около двух тысяч человек. Большое количество студентов высших учебных заведений и училищ посещают мечеть в рамках познавательных экскурсий. Мечеть открыта каждый день на время дневных молитв, куда можно войти за полчаса до начала молитвы и покинуть в течение получаса после ее окончания.

Что касается обряда похорон мусульман в Чехии, то на общественных кладбищах городов Брно и Требич местными властями выделены отдельные места для захоронения мусульман.

Вторая мечеть должна была быть построена в санаторной здравнице – городе Теплицы. Она бы удовлетворяла желания богатых клиентов из Арабских Эмиратов, которые приезжают туда в большом количестве со своими семьями на лечение. Ее строительству в 2010 году помешала совместная инициатива христианских церквей и отрицательная реакция политиков из сената Чехии.

Возникновение Исламского Фонда в Праге берет свое начало в начале 90-х годов минувшего века. Ростки организации стали проявляться во время встреч практикующих мусульман на пятничных молитвах. Впервые совместная пятничная молитва прошла в 1989 году. Происходило это в одной из комнат, предоставленной посольством Египта. В дальнейшем места пятничных молитв менялись в зависимости от возможностей прихожан: это были и студенческие общежития, и спортивные и лекционные залы в разных районах Праги.

Лишь в 1992 году Фонд получил возможность арендовать помещение для проведения религиозных обрядов, как постоянное место встречи своих прихожан. Совместно с Фондом это помещение в качестве офиса использует Союз исламских студентов.

Здание исламского центра объединяет в себе несколько отделений: мужские и женские комнаты для омовения, два молельных зала, кухню и столовую, лекционный зал, библиотеку и учебные классы, офис Союза исламских студентов.

Исламский Фонд в Праге является некоммерческой организацией. Его деятельность преследует три цели: функционирование исламского центра, благотворительность и просвещение.

Стоит отметить, что центр открыт каждый день – вход свободный для людей любых религиозных концессий, а каждую пятницу проходит проповедь имама на трех языках – арабском, чешском и английском и совместная пятничная молитва, в которой принимает участие около 200 человек. При центре также работает исламская библиотека. По субботам после обеда для всех желающих проходят лекции об исламе, а до обеда работает детская школа по обучению арабскому языку и чтению Корана. Курс лекций и уроки в школе бесплатные. В месяц Рамадан верующие приглашаются на совместный ифтар, таравих-намаз, а на последние 10 дней месяца приглашаются для беспрерывного нахождения в мечети (итикаф). В центре предоставляется возможность заключения брака по нормам ислама, приготовления умершего к похоронам и ритуального обрезания мальчиков. Центр проводит консультации по вопросам религии, в особо трудных случаях есть возможность связаться с учеными из других европейских исламских центров. Что касается благотворительности – руководство располагает денежными средствами прихожан, внесенными ими в качестве обязательного пожертвования – закята, либо в виде добровольного пожертвования – садака. Эти средства отделены от пожертвований, которые выделены верующими на функционирование мечети и используются только для помощи социально слабым семьям. Иногда из этих средств выделяются суммы на медицинские нужды, которые не оплачивает медицинская страховка, в иных случаях оплачивается жилье или дорожные расходы нуждающимся мусульманам.

Фонд прослеживает ситуацию в нескольких лагерях беженцев. Помощь заключается в снабжении нуждающихся одеждой, проведении мусульманских праздников, обустройстве молельных комнат, обучении детей и оказании финансовой поддержки беженцам.

Работники Исламского Фонда передают в тюрьмы заключенным мусульманам литературу, письма, расписание молитв, навещают их в неволе. Совместно с руководством тюрем они решают возможность приготовления пищи, разрешенной мусульманам. В одной из пражских тюрем Фондом устроена молельня, в которой по пятницам проходят пятничные молитвы.

Что касается просвещения, то кроме перечисленных выше мероприятий Фондом осуществляются переводы и издание исламских книг, брошюр, а так же работа собственного сайта.

В 2004 году Министерство культуры Чешской Республики официально зарегистрировало Союз мусульманских сообществ как религиозную организацию.

На сегодняшний день реальное количество мусульман в Чехии насчитывает около 11-12 тысяч человек. Но лишь определенную их часть можно назвать практикующими мусульманами. Самое большое количество последователей ислама в Праге, соответственно, здесь находится и самое большое число исламских организаций.

Хотя в чешском обществе ещё проявляются отголоски исламофобии, большая часть современных чехов не видит для себя в Исламе никакой угрозы.

Ильмира Гафиятуллина, Казань 

 

Социальные комментарии Cackle