• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Джадидизм - просветительское движение

Время чтения: 2 мин
23921

Джадидизм (арабск. - "новый") возник в конце 19 века и просуществовал до первой четверти 20-го века. Джадидизм вызывает массу и интереса и вопросов у поколений не только Средней Азии, где движение зародилось, но и далеко за пределами в мусульманских и христианских государствах. Этот интерес прежде всего обоснован тем фактом, что учение джадидов или джадидистов содержало положение о гуманизме и просвещении, которые актуальны всегда.

Прежде всего необходимо определиться кого называли Джадидами. Джадиды - это прямые последователи просвещенного мнения Исмаила Гаспаринского, который будучи муллой в Крыму, кроме исламских знаний и ценностей отдавал большую долю и светскому образованию. Именно под его руководством в Азии создавались религиозные школы, где кроме исламского богословия преподавались и светские дисциплины, языки, живопись и искусство.

Предпосылками, которыми руководствовался Исмаил Гаспаринский явились предпочтения, которые были выявлены у Гаспаринского во время учебы в Сорбонне, а именно: желание реорганизовать всю программу обучения таким образом, чтоб она представляла собой научно-звуковую инновационную схему усвоения азбуки, счета и прочее, углубленное изучение базовых дисциплин, искоренение безграмотности в образовании и Исламе. В 1884 году была открыта первая джадидская школа - "Усули Джадид", в которой обучались 12 учеников. "Результат оказался удивительнейшим, - писал он впоследствии, - после этого новый обучающий метод был присвоен еще в дух школах. После этого более чем 200 школ в регионах приняли эту программу к использованию".

В Узбекистане к становлению Джадидского образовательного течения положительную роль сыграли следующие печатные издания «Сарвати фунюн» («Изящное ремесло», Стамбул), «Хабл уль-матин» («Сильные узы», Калькутта), «Чехранам» («Зеркало», Согдиана), «Парваришт» («Воспитание», Каир), распространившиеся в Туркестане после 1905 года, а так же «Икбали» («Удача», Баку), «Мулла Насредин» (Тифлис), «Вакт» («Время», Оренбургское издание), «Шъуро» («Совет», Уфимское издание) и другие, распространившиеся в 1914-1916 гг.

Молодежь Средней Азии, чувствуя коренные перемены, взялась за изучение русского языка, был замечен высокий культурный и духовный подъем. Учение Джадидов было устранено после 1917 года, признанное большевиками антисоветским и не удовлетворяющим рамкам советского образования и культуры.

 

Понравился материал? Не забудь поделиться с друзьями!

Социальные комментарии Cackle