Жизнь мусульман Арктики, или как читать намаз в условиях полярной ночи?
История ислама в Арктике в хронологии исламской истории начинается относительно поздно, поскольку Полярный круг находится на большом расстоянии от традиционных мусульманских цивилизация и поселений.. В районах, где полуночное солнце делает привязку пяти ежедневных молитв к закату и рассвету невозможной, приверженцы ислама, как правило, ориентируются на то же время, что и более южный регион, священный город Мекка или их родина.
Общие проблемы Арктики
Египетский профессор М.Г. Эль-Фанди высказал мнение, что коранический аят в суре аль-Кахф, в котором говорится о том, что Зуль-Карнайн достиг земли, где солнце находилось после захода, был, вероятно, чудесной отсылкой к Полярному кругу.
В 2018 году делегация из ОАЭ сопровождала Аднана Амина, генерального директора Международного агентства по возобновляемым источникам энергии, базирующегося в Абу-Даби, на пятой Ассамблее Полярного круга в Рейкьявике, Исландия. Зиад Реслан из Школы государственного управления Кеннеди и Марва Мазиад, специалист по арктическим исследованиям в Вашингтонском университете, отметили, что арабский мир и Арктика имеют естественную связь, учитывая важность управления доходами от энергии в странах-рантье (государствах, основным источником доходов которых является рента с иностранных компаний, получивших доступ к национальным ресурсам), и что кризис беженцев перекликается с потребность в увеличении числа рабочих-мигрантов на Крайнем Севере.
Россия
Исследование, проведенное в 2019 году, описало мусульманские общины в Арктической России как «быстрорастущие» за последние два десятилетия. Ранняя попытка построить мечеть в крупном городе (Якутск, примерно в 450 километрах к югу от полярного круга) потерпела неудачу после начала Первой мировой войны и последующей Октябрьской революции. Но в 1996 году на Крайнем Севере была построена самая северная в мире мечеть, способная вместить 3000 верующих.
Сибирские муллы с XIX века колебались в признании власти, находящейся на большом от них удалении. После распада Советского Союза в 1991 году три центральных мусульманских управления боролись за контроль над исламским населением в Сибири, на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере. Одна из этих трех организаций была поглощена другой, оставив Центральное духовное управление мусульман России и Совет муфтиев (последний считался тесно связанным с российским правительством). В 1998 году была построена первая мечеть для промышленного города Норильск. К 2007 году мусульманское население, предположительно, оценивалось в 20% от общего числа населения города. В основном это были выходцы из Дагестана, Средней Азии и Азербайджана.
По состоянию на 2019 год мусульмане присутствовали почти в каждом арктическом городе России. 59 мечетей, разбросанных по всей Арктике, существуют во всех регионах, кроме Ненецкого автономного округа и Чукотки. В Нерюнгри издается периодический журнал «Ислам в Якутии». В 2014 году было замечено, что большое количество этнических русских в Тюмени, где находится 30 северных мечетей, похоже, обращаются в ислам.
Разнообразны и вызовы, с которыми сталкиваются северные мусульмане. В частности, в 1990-х и 2000-х годах в арктическом городе Воркута были активны скинхеды и белые националисты, группа русских националистов протестовала против мечети. На полуострове Ямал есть мясоперерабатывающий завод «Ныда-Ресурс» по производству халяльного мяса северного оленя, который конкурирует с более традиционными видами мяса, такими как, например, баранина.
Штат Аляска
У мусульман США есть собственность на Аляске, которая вызвала критику, хотя они объяснили, что их интересы связаны с органическим сельским хозяйством, общинной жизнью и выращиванием экологически чистого мяса.
Исламский общественный центр Анкориджа на Аляске стал первой специально построенной мечетью в этом штате США. Ее строительство началось в 2010 году, чтобы заменить молитвенный зал в торговом центре, который ранее обслуживал 3000 жителей-мусульман.
35 мусульман из Фэрбенкса, Аляска, превратили старую часовню «Северный пост» в молитвенный зал.
Канадская Арктика
В 1905 году Али Абучади присоединился к Юконской золотой лихорадке вместе с дядей и другом. Троица эмигрировала из Ливана, чтобы искать счастье на канадском севере, хотя они так и не продвинулись на север дальше, чем озеро Ла-Биш, Альберта. Однако это спровоцировало «постепенную иммиграцию ливанских мусульман в Лак-ла-Биш». 20 лет спустя Али в одиночку отправился на север к Северному Ледовитому океану в качестве торговца, остановившись в Аклавике, но в результате все равно вернулся в Альберту.
После Первой мировой войны ливанский мусульманин Питер Бейкер начал успешный бизнес по перевозке грузов на север от Эдмонтона до реки Маккензи, чтобы обеспечить нефтяников в этом районе. Его близкие отношения с коренными племенами Арктики (он знал их языки) раздражали его конкурентов. Когда в 1960 году коренные племена получили право голоса, на одних из первых выборов Бейкер получил статус члена Законодательного собрания для поездки на Маккензи-Норт в 1964 году. Предполагается, что именно он предложил Йеллоунайф в качестве столицы территории.
Первая массовая иммиграция мусульман на Северо-Западные территории последовала за бумом 1970-х годов в области разведки нефтяных месторождений в Арктике. К 1995 году в Инувике проживали 5 мусульманских семей. Первой западной мечетью в Арктике была «Мечеть полуночного солнца», построенная в 2010 году для 100 мусульман города. Для уменьшения затрат она была собрана южнее, в Манитобе, Фондом Зубайды Таллаб (ZTF) и отправлена в Арктику. Амьер Сулиман сказал, что «эта [мечеть] - первый минарет, возведенный в Арктике ... некоторые скажут, что это новый рубеж для ислама». В Инувике мечеть соединили с 10-метровым минаретом, построенным уже на месте. Она заменила собой ветшающий трейлер, который прежде использовался в качестве молитвенного помещения, и вмещал всего 20 человек. После завершения строительства мечети Центр благосостояния мусульман в Торонто предоставил средства для создания «Арктического продовольственного банка». Организация раздает продукты населению города и в настоящее время является крупнейшей благотворительной организацией Инувика. В административном центре Йеллоунайф проживает порядка 300 мусульман.
Мечеть Икалуит Масджид была построен ZTF в 2015 году для обслуживания 80 мусульман в Нунавуте, городе с населением 7000 человек. В 2018 году она открыла филиал «Арктического продовольственного банка», созданного ранее в Инувике.
В 2018 году амбар для грузовых автомобилей в Уайтхорсе, Юкон, был преобразован в мечеть. Главным участником реконструкции стал столяр Фаталла Фараджат из южного города Гамильтон, Онтарио. Открытие мечети, построенной при финансовой поддержке ZTF, ознаменовало собой первый в истории случай, когда мусульманские молитвенные залы появились в каждой канадской провинции и территории. В 2019 году здание было снесено, чтобы освободить место для строительства новой, более крупной мечети, где будут располагаться библиотека и исламская школа.
Европейская Арктика
В начале 20 века Финляндия была единственной страной в Северной Европе с коренным мусульманским населением, где проживало около тысячи «финских татар». Вепсы в Финляндии были одними из самых северных народов, с которыми имели контакты мусульманские купцы в первые века ислама. Так же, как азербайджанские купцы, они обменивали мечи на шкуры животных. В 2018 году исследование мусульман Финляндии, живущих за Полярным кругом, выявило палестинских, иракских, персидских, турецких, бенгальских, сомалийских, пакистанских и афганских иммигрантов, практически все они исповедовали суннитский ислам.
Как в финском городе Тампере татары сохранили свой язык, религию и культуру?
Первые мусульманские иммигранты появились в арктических регионах северных стран до 1976 года, когда трудовые мигранты, в том числе мусульмане из Югославии, Пакистана и Турции, отправились на север в поисках работы.
Самая большая арктическая мечеть Норвегии находится в Тромсё. Она была построена в 2006 году новообращенными мусульманами и профинансирована на пожертвование анонимного предпринимателя из Саудовской Аравии. Дальше на север есть еще две мечети, в Альте и Хаммерфесте.
По состоянию на 2013 год единственным известным мусульманином, живущим в Гренландии, является гражданин Ливана, владелец ресторана в Нууке.
Islam-Today