• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

4 признака, по которым можно узнать вербовщика

Время чтения: 8 мин
10124

С каждым новым годом, с каждым новым днём изощрённые умы приверженцев деструктивных культов по всему миру находят всё новые способы, используют новые форматы работы по привлечению новых адептов в свои сети. С сожалением стоит отметить, что зачастую у них это получается. В результате – разрушенная судьба молодого человека, разбитая семья и мрачное будущее впереди.

Чтобы не попасться на удочки приверженцев террористических и экстремистских организаций, не разрушить свою жизнь, мы предлагаем вам поближе познакомиться с тем, какие методы вербовки и контроля сознания использую в деструктивных культах.

Вербовщики в первую очередь обращают своё внимание на тех, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении.

Как правило, субъектами внимания сторонников деструктивных организаций становятся люди на отдыхе, студенты вузов (особенно первый и последний годы учёбы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, который находится в стрессовом состоянии (болезнь, смерть близких, развод и т. п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления крепких дружественных связей.

Также отдельную группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся «к полной и абсолютной Истине», а также индивиды с художественным складом мышления.

Особое внимание вербовщиков привлекают те, кто недавно пережил смерть близкого человека. В силу того, что потеря родного человека – один из самых тяжелейших стрессов, то это приводит к очень неустойчивому психологическому состоянию, чувству одиночества и ненужности.

Находясь в таком состоянии, человек стремится поменять своё окружение, ища поддержки и понимания среди совсем незнакомых людей. Если же горюющий человек до смерти близкого был далеким от веры, то в период траура он часто испытывает огромную потребность в поисках доказательств бессмертия души, часто ищет и соглашается на любую возможность узнать о загробной участи родного человека. В связи с этим горюющие часто становятся лёгкой мишенью для психологической обработки вербовщиками культом.

Как же распознать вербовщика?! Есть ли какие-либо признаки такого человека?

- Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.

- Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что вам нравится делать.

- Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т. п.

- Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.

Давайте более детально остановимся на применяемых адептами деструктивных культов тактиках вербовки.

Вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь свою потенциальную жертву в беседу, разжечь в собеседнике интерес и увлечь имеющимися в своём арсенале средствами:

- показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента;

- выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: «Ты был в дороге два месяца. Должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?»;

- демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: «О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...»;

- удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле);

- извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: «что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?» или «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?».

Тактические приемы, используемые деструктивными культами:

Контроль времени и деятельности (поведения), то есть подчинение потенциальных новообращённых рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряжённой деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления.

Такой график может включать: лекционный марафон, длительные заседания – встречи группы, интенсивные консультации один на один, энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчётливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еда.

В результате: пониженная психологическая защита, снизившееся внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению со стороны.

Информационный контроль. Здесь речь идёт об ограничении источников получения информации или же вовсе их полнейшем отсечении, сопровождая при этом клеветой на такие средства получения информации, как телевидение, радио, газеты, связь с людьми за пределами группы.

Сюда ещё стоит добавить «бомбардировку» вербуемых культовой литературой, записями и лекциями по идеологической обработке. Также происходит классифицирование определённой информации о культе как «секретной» (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательстве требуются от адептов культа; на что уходят деньги), искажение («Мы собираем деньги для детей, лишённых благоприятных условий») и открытая ложь. В результате получается человек, лишённый способности к критическому мышлению.

Манипуляция языком. Это может быть осуществлено путём приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Также вербовщики часто используют специализированную лексику, внедряют в разговор с потенциальным новым членом культа иностранные языки, стремясь при этом отбить охоту к «банальному» разговору о некультовой деятельности, интересах и идеях. Всё это делается для того, чтобы ограничить выражение личных мыслей и чувств, полностью дистанцировать человека от прошлого.

В результате вербуемые чувствуют себя посвящёнными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя в своей тарелке и, при общении с людьми вне культа, чувствуют себя заторможено. Это вносит свой вклад в поляризованный менталитет «мы-они», причём потенциальные новообращённые сторонники экстремистской организации начинают больше отождествлять себя с культом и меньше – с некультовым миром, бывшем когда-то их жизнью.

Отучивание от критического, рационального мышления. К примеру, многие культы отделываются от сомнений, критики и вопросов культистов утверждениями типа «Всё станет ясно со временем» или угрозами типа «В корне всякого сомнения Сатана», или увещеваниями вроде «Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности».

Всё это приводит к тому, что человек начинает испытывать чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа. Многие даже начинают рассматривать свой разум как нарушителя спокойствия, генератор ядовитых сомнений.

Обучение методикам, вызывающим транс. Это может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках (иными словами, произнесение бессвязных и бессмысленных звукосочетаний), самогипноз, создание ярких мысленных образов (визуализация) и контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности). Стимуляция трансов может быть очень действенна для подавления сомнений и возрастания внушаемости к дальнейшей идеологической обработке.

Исповедальные сессии, во время которых культистов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых. Вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а после признания – ощущение облегчения.

Они могут даже стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, часто боятся, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.

Групповое давление, то есть предложение позитивного подкрепления, такого, как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда адепты культа соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки культовым предписаниям.

Подобная методика рассчитана на то, что вербуемые могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие культовым верованиям и практике. Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт.

Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам потенциального адепта организации. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на «семинар по человеческому потенциалу».

Задача вербовщика состоит в том, чтобы максимально быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов.

К несчастью, новый рекрут часто слишком охвачен энтузиазмом своей новой преданности, чтобы заметить, что этот хороший приятель и вербовщик покинул его для кого-то другого...

Продолжение следует…

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle