• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Сакральные смыслы исламского орнамента

Время чтения: 4 мин
30747

Как на мусульманских орнаментах изображали Всевышнего Создателя и в чем принципиальные особенности исламского искусства?

Ответы на эти и другие вопросы получили слушатели лектория Islamica, начавшего свою работу в Ресурсном центре по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ. Вводную лекцию прочитал первый заместитель муфтия РТ Рустам хазрат Батров, рассказавший собравшимся о сокровенных смыслах исламского орнамента и мусульманского искусства. 

По словам Рустама Батрова, через искусство можно понять, чем общество дышит, какие у него мировоззренческие установки, и исламское искусство здесь не исключение. Что же отличает исламский орнамент от других? 

В первую очередь в исламском орнаменте, как и в целом в мусульманском искусстве, нет законченных форм.

Главная идея мусульманского искусства – единоначалие Бога и его вездесущность, образно выражаясь, «он нигде и везде».

В этой связи вспоминается рассказ о великом мусульманском богослове, родоначальнике одного из 4 мазхабов в исламе Абу-Ханифе. Однажды во время спора неверующий оппонент Абу-Ханифы сказал ему:

– Вот вы говорите, что Бог пребывает везде и одновременно нигде. Как такое возможно?

На что Абу-Ханифа спросил своего оппонента:

– Видишь пиалу с молоком? 

– Да, – отвечал неверующий.

– Содержит ли она в себе сливки?

– Да.

– Так где же ты видишь сливки?

На это неверующий оппонет ничего не смог возразить.

– Так же и Всевышний пребывает в отношении к нашему миру, – заключил Абу-Ханифа.

И этот принцип сливок в молоке стал главным образом Бога и в самом исламском искусстве.

Учитывая, что Бога в исламе никак нельзя было показать, его роль и место во Вселенной, в исламском орнаменте представало в образе расположенной прямо в центре орнамента точки или пустоты, не несущей никакой первичной информации.

Сакральное значение такого изображение таково: Бога не видно, но от него идет начало всего мира, он его Создатель, поэтому и находится в центре всего изображения. Здесь четко проявляется еще одно отличие от христианского религиозного орнамента, где от центра изображения, сакрального символа Бога, идут остальные геометрические узоры (лучи, завитки и т.д.), этим дается некая неформальная установка, что Бог управляет всем миром.

То есть утверждается, что все в этом мире предопределено Божественной волей, таким образом, в отличии от исламской религиозной традиции, утверждается ничтожность роли человека в происходящих вокруг него событиях и действиях.

Одной из особенностей ислама, которая естественным образом отразилась и в мусульманском искусстве, является отсутствие четкого разделения на светское и религиозное. Более того, ислам это не просто религия, а некий образ жизни. Поэтому даже исламский орнамент использовался не только в религиозных целях, а присутствовал везде в повседневной жизни самих мусульман. К примеру, исламским орнаментом украшались не только мечети, но и посуда, одежда самих мусульман.

Существуют два основных вида мусульманского орнамента.

Первый – гирихгеометрический . Это жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы.

Второе – ислимирастительный. Он представляет собой узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами.

Изображения «гирих» часто перекликается с математическими узорами, а некоторые и вовсе предвосхищают принятие новых геометрических фигур учеными-математиками.

Сами исламские орнаменты не являются однообразными, и содержат национальный колорит в своих изображениях. К примеру турецкий орнамент содержит больше растительных мотивов, а татарский орнамент применялся чаще не для религиозных, а для повседневной практике.

Считается, что особое развитие орнаментальное искусство у мусульманских народов приняло в силу того, что в исламе практика изображения живых существ несколько ограничивалось. Но в то же время говорить, что это единственная причина, также не стоит, так как полного запрета на изображение животных и птиц в исламе даже в религиозных целях не наблюдалось.

К примеру, по словам Р. Батрова, существуют несколько старинных изданий Корана, на обложках которых изображены птицы. В целом исламский орнамент эта сфера искусства, которая, несмотря на свое религиозное происхождение, не статична и постоянно развивается.

А это значит, что в будущем мы можем еще не раз наблюдать эволюцию этого прекрасного и в то же время загадочного искусства.

Ильнар Гарифуллин, Казань

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост о мусульманом орнаменте в соц. сетях, поделитесь этой информацией с друзьями!

Социальные комментарии Cackle