Чем отличаются ученые Ахлю-с-Сунна валь-джама’а от других ученых?
Имам Абдуль-Хаким аль-Арваси (да будет милостив к нему Аллах) пишет, что существуют две группы ученых ислама:
В первую группу входят имамы по религии. В соответствии с их специализацией по определенным наукам, их называют «Муфассирин-и изам», «Мухаддисин-и кирам», «Мутакаллимин», «Мутасаввифин» и «Фукаха-и фихам» (да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля).
Каждое слово, каждое сообщение этих ученых является толкованием аятов Благородного Корана и Сунны пророка Аллаха ﷺ. Все указания этих ученых высшего разряда являются руководством к действию для простых мусульман.
Муфассир – это не автор одного из многочисленных тафсиров. Тафсиром (толкованием аятов Благородного Корана) являются лишь слова посланника Мухаммада ﷺ, которые он передал своим сподвижникам. И далее, тафсиром являются лишь эти сообщения, переданные по цепочке и дошедшие до нас, благодаря трудам ученых высшей категории.
Муфассирами являются ученые, правильно понимающие эти сообщения и только на этой основе дающие толкования аятов Корана.
Ученые этой группы получили Толкования Корана и Сунны по цепи передатчиков от самого Пророка ﷺ и его Сподвижников. Именно поэтому этих ученых, и тех, кто следует за ними, – называют «Люди Сунны и Согласия» (Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а).
Это интересно: 9 признаков настоящего мусульманского ученого
Высшую ступень среди муфассиров, по мнению ученого 20-го столетия Саййида Абдульхакима аль-Арваси (знатока 4-х мазхабов), заслуженно занимает Имам аль-Байдави, да будет милостив к ним Аллах (Кады Абуллах бин Умар, ум. в 685/1286 г. в Тебризе. аль-Байдави был кадием в Ширазе. Его книга «Анвару-т-Танзиль» является, по общему мнению ученых, лучшим тафсиром (та’вилем) после 7-го века хиджры. Пожалуй, все более или менее обширные толкования других Муфассиров, в соответствующих темах опираются на работу аль-Байдави.)
Во вторую группу входят ученые, не являющиеся специалистами по тафсиру, хадисам, богословию, тасаввуфу и фикху.
Книги этих ученых не могут использоваться как руководство к действию, так как чаще всего базируются на весьма сомнительных выводах реформаторов. Очень часто в книгах ученых второй группы наряду с достоверными знаниями, могут излагаться и собственные измышления авторов.
Тогда как книги истинных ученых Ислама опираются на аяты Благородного Корана и Сунну Посланника Мухаммада ﷺ, в толкованиях, согласованных с мнением ученых первых трех поколений. Иными словами – все знания, переданные этими учеными, соответствуют сообщениям Праведных Предков (ас-с- Саляфу-с-Салихин).
6 современных ученых-мусульман, открытия которых изменили мир
Основатели мазхабов (вышеупомянутые 4 имама) являются учеными самой высшей категории – Мутлак Муджтахидами. В их школах есть муджтахиды высокого уровня – Муджтахид филь-Мазхаб. Например:
В мазхабе Ханафи – это имам Абу Йусуф и имам Мухам-мад аш-Шэйбани;
В мазхабе Малики – имам Ибн-и Касым, имам Абдуллах б. Вэхб;
В мазхабе Шафии – имамы Йусуф б. Йахйа, ар-Рафи’и, аль-Газали;
В мазхабе Ханбали – имам Салих б. Ахмад, имам аль-Эсрем и другие (да будет милостив к ним Аллах субхана-Ху ва тааля).
Иджтихады всех остальных ученых этих мазхабов фактически являются иджтихадом упомянутых ученых. То есть, иджтихады других ученых могут быть приняты лишь в том случае, если будут соответствовать трудам ученых предыдущих уровней. Без подобного соответствия, ничьи работы не могут быть квалифицированы как истинные знания. АльхамдулиЛляхи Рабби-ль-алемиин!
Абу Асад аль-Ханафи «Люди Сунны и Согласия – кто они?»