• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Наставление пятницы: священное право человека на жизнь

Время чтения: 4 мин
928

Фото: Anas-Mohammed/ shutterstock.com

Фото: Anas-Mohammed/ shutterstock.com

Право человека на жизнь

Понятие «хакк» (право) означает всякого рода пользу, которой обладает человек, и в исламских источниках понимается как «права, данные человеку с рождения» и «права, приобретенные позже». Основные права, которые на языке юриспруденции называются «правами человека», являются темой множества предписаний Корана и Сунны.

С точки зрения ислама, основные права это ценность, принадлежащая человеку и дающая ему защиту при любых обстоятельствах. Ислам считает основным право человека на жизнь, его неприкосновенность и уважение к его достоинству.

Существование человека зависит от соблюдения его права на жизнь. Следовательно, кто не обладает правом на жизнь, тот не может иметь других прав. Нет смысла говорить об ответственности и обязанностях тех, которые не имеют права на жизнь, представляющее собой естественное право. Право человека на жизнь исходит из его природы. Человек является миниатюрной моделью Вселенной, все человечество является частицей Вселенной. Человек является самым почетным и наилучшим творением Аллаха.

В разных аятах Корана говорится, право на жизнь священно, и соблюдение этого права является благородным поступком. Право на жизнь включает права не только людей, но и животных, и растений. Каждое живое существо достойно уважения. Право на неприкосновенность живых существ можно отменить только в рамках религии, нравственности, юриспруденции и норм морали, так как право на жизнь есть их основное право.

Человек обладает правом на жизнь, и в тоже время он обязан сохранять свою жизнь. Поэтому, как никто не имеет права лишать жизни другого, также он не имеет права лишать жизни себя. Право на жизнь возлагает на человека, общество и государство, представляющего собой политическую организацию, серьезную и тяжелую ответственность.

Минздрав Газы обвинил Израиль в нарушении международного гуманитарного права

Фото: Anas-Mohammed/ shutterstock.com

Фото: Anas-Mohammed/ shutterstock.com

Священный Коран признает незаконное убийство человека и всякого живого существа одним из тяжких грехов.

Священный Коран разъясняет, что совершающий такое преступление, являющееся большим грехом, будет навечно проклят и попадет в Ад, так как этим навлечет на себя гнев и проклятие Аллаха:

«Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает таким образом, получит наказание» (Фуркан, 25/68).

Выражение в аяте «не убивают вопреки запрету Аллаха» имеет глубокий и важный смысл. Оно означает всякое незаконное способствование гибели человека, охватывающее все этапы человеческой жизни, начиная с зачатия до неоказания помощи, приводящей к смерти человека.

С этой точки зрения, каждое физическое или моральное воздействие, задевающее человеческое достоинство, от рождения до смерти, например, совершение аборта, обидная насмешка или жестокое притеснение на самом деле означают пренебрежительное отношение к праву на жизнь. Говоря иначе, охрана жизни не является достаточной.

Главное – предупредить моральное и физическое посягательство на жизнь и обеспечить достойное существование человека.

Ислам охраняет право на жизнь не только мусульман, а всех людей, так как право на жизнь связанно с достоинством человека, кроме которого нет ничего, к чему можно испытывать уважение.

ООН: более 13 тыс. детей погибли в секторе Газа

Фото: Anas-Mohammed/ shutterstock.com

Фото: Anas-Mohammed/ shutterstock.com

Поэтому нанесение вреда какому-либо живому существу говорит об отсутствии уважения к чужой жизни. Кроме таких исключительных случаев, когда человек является организатором смуты или незаконно посягает на жизнь людей, наша религия запрещает убийство людей. Так как смута, сеющая жестокость, разрушает порядок и покой в обществе. Аллах повелевает, что смута хуже убийства:

«Смута хуже, чем убийство...» (Бакара, 191).

Для человека главное – жить в условиях мира.

Вместе с тем, что это соответствует природе человека, этого требует Всевышний Аллах. Ислам каждое жизненное обстоятельство связывает с верой и вызывает у человека оживление чувства ответственности перед Аллахом.

Без осознания того, что являешься человеком и имеешь право на жизнь, невозможно построить гармоничное общество. Каждый здравомыслящий человек в наши дни видит, какой вред жизни наносят люди, не обладающие таким пониманием.

ВОЗ: число погибших в Газе превысило 30 тысяч

«Моя нравственность»

Социальные комментарии Cackle