Каким должен быть настоящий отец с точки зрения ислама? Часть I
Пророк Мухаммад (мир ему) никогда не видел своего отца, но все-таки смог стать образцом человеческого совершенства. Большое количество сподвижников стали сиротами из-за преследования мусульман язычниками Мекки.
Хасан аль-Басри, Абу Юсуф, Имам аш-Шафии, Ахмад бин Ханбал, Имам аль-Бухари тоже были сиротами, и никому из них не помешало отсутствие их отцов. Имеют ли, все-таки, отцы значение в жизни собственных детей?
К сожалению, в мире уже давно наметилась тенденция, при которой отцам отводятся исключительно биологическая и материально обеспечительная роли. Растет процент разводов и семей, в которых мать воспитывает детей самостоятельно, являясь матерью-одиночкой. Насколько это опасно?
Социологические исследования показывают, что масштабы проблемы неполных семей растут в масштабах эпидемии, к тому же, с этой эпидемией напрямую связаны психологические проблемы детей.
* 80% всех подростков, обращающихся за квалифицированной психиатрической помощью, происходят из неполных семей.
* Причиной 90% побегов из дома, а также подростковой преступности является «безотцовщина».
* Количество самоубийств детей и подростков в неполных семьях в 2 раза больше. Особенно это касается мальчиков.
* Девочки, выросшие и воспитанные в неполных семьях в 9 раз чаще, становятся жертвами сексуального насилия.
Каждый мусульманин знает, о чем говорят эти тревожные цифры. Мусульманин информирован о том, что, хотя все равны перед Аллахом с точки зрения спасения и человеческого достоинства, между мужчинами и женщинами существуют различия, когда речь идет о некоторых сферах социальной жизни: «А ведь мальчик не подобен девочке». (Сура Аль Имран, аят 36)
Игнорирование этих различий ведет к появлению новых проблем. Коран также обращает наше внимание на космическую модель, созданную Аллахом и динамическое взаимодействие между противоположностями во Вселенной: «Клянусь ночью, когда она покрывает землю! Клянусь днем, когда он проясняется! Клянусь Тем, Кто создал мужчину и женщину! Ваши стремления различны». (Сура аль-Лейль, аят 1-4)
Другими словами, существование ночи и дня, мужчины и женщины, добра и зла, является необходимым компонентом равновесия во Вселенной. Применяя это к воспитанию детей: так же, как отцы никогда не могут полностью предложить своим детям то, что могут матери, мать никогда не сможет полностью предложить своим детям то, что могут отцы.
Однако в настоящее время такие элементарные истины оспариваются под влиянием современной секулярной мысли, где многие из нас воспринимают «открытый разум» и «объективный человеческий интеллект» как высшую власть для управления идеями и образом жизни людей.
Всеохватывающий человеческий интеллект не должен восприниматься как нечто неправильное, пока его границы и предвзятость осознаются. Только Аллах, а не человеческий интеллект, может оценивать справедливо, с совершенной мудростью и нейтралитетом, поскольку только Аллах превосходит все предубеждения. «Хвала тому, кто создал все парами из тех, что выращивает земля, и из них самих, и из того, чего они не знают». (Сура Йа Син, аят 36)
Современное искусство и культура предписывают новые модели поведения в обществе, а не описывает их. Таким образом, в общественном массовом сознании, особенно в западном, давно сложился образ беззаботного и необремененного семейными обязательствами мужчины. Компьютерные игры давно перестали быть развлечением для подростков и детей. Играющий в приставку глава семейства воспринимается теперь нормально.
Многие отцы совершенно нормально воспринимают оставление своих обязательств перед детьми и их матерями. При разводах мужчины ищут возможность всеми правдами и неправдами скрыть свой истинный доход для уменьшения суммы алиментов. Подобное отношение мужчин к институту семьи и брака, а также подобное отношение общества к мужчинам толкает последних к идее полного отказа от создания семьи, поскольку аренда жилья и интим без обязательств обходится дешевле и проще, чем семейная жизнь со всеми ее трудностями и условностями.
Помочь нам избежать этот хаос может только признание внешнего арбитра – Всевышнего Аллаха и абсолютная покорность Ему (Ислам). «Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный, Ведающий?». (Сура аль-Мульк, аят 14)
Посредством руководства Аллаха предотвращается конфликт интересов и идентичности, который, в конечном итоге, становится семейным кризисом. Мужчина и женщина разные по своей природе, и поэтому речь идет не о том, кто может превзойти другого в решении одной и той же задачи, но о том, кто может выполнить порученные Аллахом обязанности в высшей степени.
Еще раз, отцы никогда не смогут предложить своим детям то, что могут матери, мамы никогда не смогут предложить своим детям то, что могут отцы. Что касается тех, кто вырос сиротами или рос в неблагополучной семье, то Аллах может компенсировать таким образом, как Он сделал это с нашим Пророком (мир ему), потому что только Аллах действительно незаменим. Но судьба - это то, во что мы верим, в то время как шариат - это то, что определяет наше поведение. Те, кто игнорируют Законы Аллаха, не должны надеяться, что судьба будет к ним благосклонна.
Что уникального могут предложить отцы? Какие преимущества получает ребенок от отношений с папой, которые существенно отличаются от взаимоотношений с мамой?
Отцовское воспитание. В полноценной традиционной (патриархальной) семье само присутствие отца олицетворяет авторитет и дисциплину, и это подразумевается просто его ежедневным участием в семейной жизни.
Гармонично устоялась доминирующая роль отцов в предотвращении проступков и даже в психопатологии. Отцы нужны для осуществления отцовской власти и дисциплины, иначе мама должна будет выбирать между тем, чтобы быть главным образом непререкаемым авторитетом или, в первую очередь, любящим воспитателем, в то время как ребенок нуждается в обоих. Мы должны признать, что каждый родитель играет главную роль, даже если они иногда вынуждены бывают меняться ролями.
Главная задача, стоящая перед тем, чтобы извлечь выгоду из власти и авторитета отца, заключается в том, что они должны сначала увидеть, как их мать уважает авторитет папы, поскольку дети являются нашим отражением. В противном случае дети начнут использовать маму, чтобы подорвать авторитет папы, а затем, в конечном итоге, отец самоустраниться от участия в делах семьи из-за отчуждения либо в попытке избежать конфликта интересов. В результате отцовский авторитет утрачен, а дети будут страдать всю жизнь.
В современном мире простая истина «мужчины властвуют над женщинами» обругана и запрещена к употреблению, поэтому надо внести ясность, что под этим должно пониматься.
Эту истину установил Аллах, а не люди. Аллах превыше женского и мужского. В чем мудрость? Возможно в том, что у мужчины больше возможностей для руководства, а, возможно, в том, что у женщины больше возможностей для смирения. Но, скорее всего, правда и в том, и в другом. Однако, между пониманием мудрости и возражением против Аллаха есть большая разница.
Власть в данном случае не подразумевает рабства, когда подчиненной личности не позволено иметь своего мнения. В Исламе абсолютная власть принадлежит только Аллаху, но во имя общественного порядка Он установил власть одних над другими и требует соблюдения этого порядка. Поэтому, Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель — пастырь и несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего и несёт ответственность за свою паству, и слуга — пастырь для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству. Каждый из вас — пастырь и несёт ответственность за свою паству» [Бухари; Муслим].
Некоторые могут возразить, что пастырство означает только ответственность, а не лидерство. Безусловно, это так, но ответственность не может быть отделена от власти. Разве справедливо, что человек должен нести ответственность за то, над чем у него нет ни контроля ни власти?
Никакое совместное предприятие никогда не сможет работать без полномочий, иначе аргументы никогда не кончатся, решения никогда не будут приняты, и будет застой. По этой причине Аллах поставил механизм, в котором власть или конечная ответственность лежит в чьих-то руках. Аллах указал, что конечная ответственность в семье лежит на мужчине, и что именно он будет за нее спрошен.
Некоторые могут утверждать, что мужчинам нельзя доверять власть, поскольку большинство из них упиваются своей властью. В этом есть доля правды, но вы также можно сказать, что им нельзя доверять деньги, так как большинство богатых людей коррумпированы. Фактически, можно даже утверждать, что мужчинам нельзя доверять женщин, так как в большинстве конфликтов мужчины выступают против женщин, а не наоборот.
Смотрите, где это происходит? На самом деле проблема заключается не в наличии авторитета мужчин, а в отсутствии величайшей гарантии против нарушения прав человека и злоупотребления властью: страха перед Аллахом и культа совести.
Пока Ислам, как в наше время, будет восприниматься мусульманами лишь как культурная идентичность, мусульманские женщины по всему миру будут угнетены и в будущем. Однако, если Ислам будет восприниматься целостно, то мы увидим яркие примеры позитивного отношения к женщинам. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Лучший из вас тот, кто наилучшим образом относится к женщинам». (Тирмизи)
Будьте уверены, что, если ребенок не ощущает четкого мужского авторитета дома, которому он должен следовать, то ему труднее осознать авторитет Аллаха в своей жизни. Если они не научатся дома отвечать за свои поступки, то им сложнее будет взять на себя ответственность за свои деяния в Исламе. Это бесценный вклад в развитие, и никто не сможет обеспечить его более эффективно, чем отец.
Продолжение следует...
Islam-today