Как мировые бренды преображаются в Рамадан?
Рамадан – священное время для мусульман и отличная возможность выстроить маркетинг таким способом, чтобы извлечь максимальную пользу из священного праздника. Но в отличие от обычных праздников, когда продажи увеличиваются в n-ное количество раз, Рамадан длится целый месяц и имеет огромное влияние на способы продвижения брендов в мусульманских странах, особенно в Азии.
Конец Рамадана или Ид аль-Фитр не за горами, и это время, когда многие страны, как Индонезия прекращает работу на 10 дней, чтобы отметить это событие таким же образом, как Рождество отмечается западными странами. Рамадан в мусульманских странах меняет не только ход маркетинговой жизни, но представляет бренды с уникальным набором изменений и возможностей.
Так как клиенты воздерживаются от еды и питья в течение дня, многие торговые центры закрыты, за исключением тех, которые обслуживают туристов и единственным местом, где желающий может поесть, является отель. Такой стране, как Индонезия, стала очень сложной задачей выстраивать бизнес в течение этого времени. Однако находчивые бизнесмены делают ставки на время разговения, так как оно становится чуть ли не единственной возможностью массового рынка предложить целевому клиенту специальные акции и тематические блюда.
В это время многие торговцы стараются угодить своим клиентам, привлечь их внимание. Есть и те, кто делают это не как удачный коммерческий ход, а из желания заслужить довольство Аллаха – сделать садака таким образом.
В местах, где преимущественно проживают мусульмане, первыми начинают использовать распродажу как козырь в удачной торговле, как правило, продуктовые магазины. К концу этого месяца надо хорошенько заполнить холодильник, чтобы встречать родных и гостей богатым столом.
Торговые марки быстрой еды в период Рамадана предлагают специальные тематические предложения, стараясь угодить постящемуся клиенту. Например, McDonalds, KFC и Burger King, которые имеют обширную клиентскую базу мусульман, рассматривают время разговения как шанс монополизировать рынок.
Итальянский модный дизайнер Джорджио Армани создал эксклюзивный набор шоколадных конфет, приуроченный к священному для всех мусульман месяцу Рамадан. Коллекция, которая будет выпускаться ограниченным тиражом, получила название «Ramadan by Armani» и продавалась во всех бутиках «Armani/Dolci» Кувейта, Дубая, Бахрейна, Дохи, Малайзии, а также в Нью-Йорке и Милане.
Для мусульманских туристов, помимо популярной системы питания «Все включено» предлагается акция в период Рамадана. Это предложение включает сухур и ифтар, чай/кофе, легкие напитки, консервированные соки – без ограничений с ифтара до сухура.
В преимущественно мусульманской Малайзии в дневное время Рамадана появляются лотки и базары, где можно купить различные деликатесы для разговения. Но если в дневное время это базар, а вечером на время разговения с улиц спадает суета.
В таких местах, как Джакарта, отели, рестораны и кафе предлагают специально тематические меню Рамадана, чтобы привлечь большое количество потребителей-мусульман по вечерам. По иронии судьбы мусульмане тратят больше денег на разговение, чем потратили бы в течение дня на покупку продуктов питания и напитков.
Социальные медиа также не остаются равнодушными в период Рамадана. Некоторые социальные сети адаптируют свой маркетинг и ориентируют его на клиентов, которые будут использовать платформу в конце дня. Например, специально к Рамадану корпорация Google запустила веб-проект для мусульман. На странице Google Ramadan доступна круглосуточная прямая трансляция из мечети Аль-Масджид аль-Харам в Мекке, представлены семейные мусульманские видеоролики, а также видеорецепты постных блюд от известных поваров.
В Рамадан мусульмане используют социальные медиа, как Facebook и Twitter, в качестве источника для нужд благотворительности и как способ поделиться духовным.
Например, большинство кыргызстанцев-абонентов Beeline на время священного месяца могли подключить услугу «Рамазан».
Для производители одежды Рамадан является также удачным временем для продаж. Ведущий арабский бренд в сфере моды AL Yashmac продемонстрировал новую коллекцию платьев “джалабийя”, специально приуроченную к месяцу Рамадан.
Одна из ведущих в США линий одежды для мусульманок представила модные тренды к Рамадану 2013 года. Учитывая, что месяц мусульманского поста в этом году выпал на середину лета, гид по стилю, предложенный фирмой Zeena, предлагал быстрые и простые решения, руководствуясь которыми мусульманки смогут подбирать себе наряды для праздников.
Рамадан для фирм одежды – особо хлопотное время, так как спрос на товары резко увеличивается. Так, в Рамадан прошлого года продажи некоторых фирм выросли на 20%.
В Египте Компания Pepsi & Lays специально к Рамадану запустила рекламу. В ролике телевизионные герои напоминают людям, что Рамадан является периодом для проведения времени с семьей.
В светских странах Рамадан заявляет о себе с рекламных вывесок и билбордов, которые имеют креативное «рамадановское» исполнение. Стоит отметить, что мусульманскому клиенту приятно само внимание и льстят акции и предложения по случаю священного месяца.
Предложения к Рамадану затрагивают все сферы, например косметические салоны, ювелирные отделы, магазины и лавки парфюмерии и подарков. И продавцы и покупатели прекрасно понимают, что по окончании поста наступят праздники, а в исламских странах принято дарить подарки в это время, поэтому есть смысл приобрести их по недорогой цене.
В конечном счете, Рамадан является духовным праздником самосовершенствования и поста, а бренды не должны переходить ту тонкую грань, за которой лежит эксплуатация в коммерческих целях. Однако бренды имеет важное значение в предоставлении услуг в соответствии с ценностями мусульман в это очень ценное время года.
wallblog