• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Халяль и харам: а есть ли у нас выбор?

Время чтения: 5 мин
46234

Сегодня потребителю крайне непросто ориентироваться во всем богатстве продукции предлагаемой производителями. Ведь далеко не всегда можно получить достоверную и полную информацию о составе продуктов, глядя на яркую упаковку. Вполне вероятно, что именно та или иная добавка являясь недозволенной канонами ислама, превратит безобидный и чистый продукт в запретный плод. Однако не являясь химиком, биологом или специалистом в области пищевой промышленности крайне непросто разбираться в мудрёных названиях, чуждых для нашего слуха и понимания. Как же быть?Однако прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, давайте обозначим элементарные, но не всегда и не всеми, к великому сожалению соблюдаемые, рамки, в пределах которых мы могли бы себе позволить потребление тех или иных продуктов.

Аллах Всевышний повелел своим рабам в одном из аятов Священного Корана: «О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас — явный враг» (сура аль-Бакара, 168 аят), определив нам рамки области здорового и правильного питания.

Чистыми, как мы знаем, являются продукты питания, приготовленные из мяса парнокопытных и птиц, забитых по канонам Ислама, и не являющихся хищниками, падалью и свининой. Так же к их числу относится рыба, мед, злаки, молоко и молочные продукты, напитки, не содержащие алкоголь и не дурманящие разум, и ряд иных продуктов. Что касается запретного Аллах сказал: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или умерло при падении, или заколото рогами или убито хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие» (сура аль-Маида, аят 3).

То есть, существует понятие дозволенного и запретного, с четким разграничением для соблюдающих рабов Аллаха и, казалось бы, с этим проблем нет. Однако, хотелось бы напомнить один из хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), встречающегося в сборниках у Бухари и Муслима, в котором сказано: «Несомненно то, что известно дозволенное и известно запретное для вас. Между ними имеется то, что является сомнительным, неведомое большинству людей. Избегающий сомнительного сохранит свою веру и честь. Тот же кто последует за сомнительным может перейти грань запретного».

Приведем простой пример - проходя с тележкой в супермаркете между полками ломящимися от изобилия и соревнующимися в своей яркой привлекательности продуктами, ваш взгляд упал на цветные мармеладные конфетки или же на жевательную резинку. Кажется, что может быть безобиднее, чем эта сладость. Но придется вас огорчить, ибо в изготовлении подобных продуктов используется универсальная добавка, именуемая желатином. В последующих статьях мы уделим отдельное внимание желатину, проведем подробное описание о сферах применения и о способах его изготовления. Отметим лишь, что желатин, производимый из шкуры, костей и хрящей животных, изготовляется на предприятиях в различных странах мира и в их числе сегодня нет той, которая бы занималась изготовлением именно 100 % халяль желатина.

Более того, одним из крупнейших поставщиков желатина на мировой рынок является Китай, который нередко использует для его производства широкое разнообразие животного мира, причем не только домашних животных. Думается, вряд ли кому-то из читателей прибавит аппетита тот факт, что ваш мармелад или жевательная резинка на 1-2 % состоит из частей собаки или иного экзотического животного, неизвестно как забитого и обработанного. Спектр применения желатина весьма широк и, на сегодняшний день включает в себя даже изготовление безалкогольных напитков и так называемых "натуральных" соков.

И вот отойдя со своей тележкой от сладостей сомнительно-неизвестного происхождения, вы пробрались к отделу овощей и зелени. Казалось бы, вот то место, где можно дать волю душе. Но не спешите со скоротечными выводами, ибо именно в аппетитных «натуральных» продуктах сельского хозяйства таится не меньшая опасность. Развитие биоинженерии дало человеку возможность менять начальный характер растений и животных, путем трансфера генов от одних живых организмов, к другим то есть то, что на сегодняшний день именуется аббревиатурой "ГМО". Моральная сторона вопроса допустимости вмешательства человека в цепь естественной первозданности творений - это отдельная тема, но факт больших проблем и отклонений, возникающих в организме человека при употреблении ГМО продуктов - горькая действительность. И именно по этой причине гены, перенесенные даже не из запретных организмов могут превратить продукт в запретный, ибо потребление вредящих здоровью и угрожающих жизни человека продуктов в исламе считается харамом. Однако при выявленных фактах вредоносности этих продуктов, сегодня их использование производителями, к сожалению, не сокращается. Поэтому вероятность того, что перец, неестественно яркого цвета или же кукуруза, с нарушенной структурой симметричности зерен, являются бомбой с часовым механизмом. Проблеме ГМО мы также планируем посвятить отдельную статью.

Сегодня проблема чистых и действительно дозволенных продуктов куда острее и глобальнее, чем может себе представить рядовой потребитель, стоящий с тележкой среди переполненных прилавков. Наивно было бы думать, что живя в мире, где интересы миллионной и миллиардной прибыли узкого круга доминируют над миллиардами человеческих жизней, ситуация изменится сама по себе. Да, всегда проще сетовать на плохие жизненные условия, уповать на ограниченные финансовые возможности и коротать жизнь в ожидании манны небесной. Однако, хотелось бы напомнить, что одним из принципов ислама является довольство Всевышнего Создателя. И вряд ли Всемогущий Творец, доволен рабами, которые довольствуясь запретным, не стремятся к дозволенному.

Так есть ли у нас выбор? Естественно, по милости Милосердного Аллаха он всегда есть, и пусть сегодня выходя из супермаркета наша тележка для одних будет казаться на половину пустой, то нам она будет казаться на половину заполненной. Конечно же, объединение мусульманской уммы для решения проблемы дефицита халяль продуктов и организация его производства, включая надлежащий контроль за ним, является одной из основополагающих и важных задач. Однако успех достижения этой цели зависит от нашего отношения к потребляемой еде уже сегодня. Говоря иначе, наше будущее зависит от каждого и каждой, выбравшего своим путем путь Истины, давший обещание Всевышнему идти по этому пути до конца.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle