• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Читай, ты тоже читай Коран!

Время чтения: 5 мин
3443

 

 

Какое место в нашей жизни занимает Коран,  являющийся жизненным путеводителем? Не слишком ли пренебрежительно мы к нему относимся? Какие чувства пробуждают в нас эти два вопроса? Насколько они интересны нам? Если мы не можем достойно на них ответить, не настало ли время пересмотреть свои внутренние ценности. Islam-Today.ru поднимает эту важную тему в месяц Рамадан 2012.

Когда приходит письмо или сообщение от любимого человека, нас охватывает волнение, и мы с интересом читаем, что он нам написал. Тем более если мы долго с этим человеком не общались… Мы перечитываем его послание без устали по нескольку раз. Коран также является посланием Аллаха своим рабам для того, чтобы они познали своего Создателя лучше. На самом деле, Коран - это показатель того, насколько ценно человечество в целом и каждый человек по отдельности. Нашим ответом на это послание может служить приведение наших деяний в соответствие с ним. Мы обязаны не только читать, но и объяснять положения Корана, а для этого необходимо понимать его смысл. Чтобы вникнуть в смысл Слова Аллаха необходимо читать его с открытым сердцем, иначе Слово себя нам не откроет, и мы не сможем извлечь пользу от этого нескончаемого источника мудрости.

От чтения текста Корана человек, несомненно, получает отдельное удовольствие, т.к. при помощи Книги, Аллах разговаривает со своими рабами. Однако многие из нас, слушая речь Аллаха, ее не понимают и даже не спрашивают себя: «Что повелевает нам Господь?». Если мы не задаем себе вопрос: «А не оставляем ли мы зачастую без внимания Великую книгу?», настало время остановиться и задуматься. На самом деле Коран ясно предупреждает нас о том, что будет с теми, кто был в состоянии, но сознательно не читал его: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым (Та Ха, 124). В тафсирах говорится, что после воскрешения такого человека будет ожидать интересный сюрприз - он ослепнет. Тогда он спросит: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?» На что Аллах ответит: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению…» Примечательным в этих аятах является то, что Аллах обращается к рабу в единственном числе и говорит «явились к тебе», а не «к вам», т.е. Извечное Слово было ниспослано как всем людям, так и каждому человеку лично. Поэтому мы должны читать его как личное письмо и пытаться вникнуть в его смысл.

Кроме того, что Коран содержит информацию о Всевышнем, в нем также представлены ясные знамения о всех созданиях. Можно сказать, что все знания Вселенной собраны в этой Книге. Эти знания не может полностью постичь ни одна душа. Для того, чтобы разъяснять знамения Господа, Господь ниспосылает нам Своего любимого Пророка Мухаммада (с.а.с.). Поэтому наука тафсир (толкование Корана) берет свое начало со времен Пророка Мухаммада (с.а.с.), который и стал первым муфассиром (толкователем) Корана.

Наша Книга, несомненно, является открытой и понятной Божественной Речью, однако мы со своим ограниченным сознанием не в состоянии постигнуть всех ее тайн. Поэтому самым правильным для нас будет обращение за помощью к тафсирам. Коран был ниспослан всему человечеству, и социальные проблемы в нем рассматриваются в очень широкой перспективе. Поэтому аяты затрагивающие социальные и семейные вопросы нуждаются в толковании. В Коране также присутствуют аяты, толкование и разъяснение которых просто обязательно.

Зав.кафедрой тафсира теологического факультета Стамбульского университета профессор Мевлют Гюнгёр справедливо замечает, что чтение и понимание Корана - это обязанность мусульман. Однако, продолжает профессор, самый большой недочет сегодня - это то, что мы стараемся жить по Исламу без него. Отвечая на вопрос: «Как и откуда следует начать читать Коран?» Гюнгёр ответил: «В первую очередь необходимо установить с ним тесную связь. Коран - это не литературное произведение, которое один раз прочитав, можно положить на полку. Коран должен стать нашим путеводителем по всей жизни. Мы должны есть, пить, спать вместе с ним. Как сподвижники стали сподвижниками? Они организовали свою повседневную жизнь согласно Корану».

Несомненно, процесс чтения должен сопровождаться пониманием смысла читаемого. Этот Божий Свет несет в себе послание, и именно поэтому для Господа недостаточно только наше чтение его Речи. Для того, чтобы познать его, необходимо размышлять над его посланием, т.к. в Коране есть ясные знамения и есть иносказательные. 29 аят суры Сад указывает нам путь в этом вопросе: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание». Следующий аят проходит в суре Месяц аж четыре раза: «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?», и этим Аллах как бы требует от нас, чтобы мы не забывали читать Коран.

 

 

Изучение науки тафсир - это фард кифая

Так же как каждый орган нашего тела выполняет возложенные на него функции, так и мы обязаны выполнять обязанности, которые возложила на нас жизнь. Получать знания - это обязанность каждого. Вовсе необязательно, чтобы каждый становился профессором в области физики, химии или истории. Аллах возлагает на своих рабов обязанности по мере их возможностей. Например, богатый человек обязан выплачивать закят, а с неимущего эта обязанность спадает. Также и в отношении исламских наук. Наша религия не обязывает каждого становиться муфассиром, который вникнет в смысл Корана и растолкует его. Однако тут возникает вопрос, насколько грамотным должен быть мусульманин в вопросах касающихся своей религии.

Уместно напомнить полезный хадис Пророка (с.а.с.): «Есть два вида знаний: религия и медицина». Ошибочно полагать, что исходя из этого хадиса, каждый обязан стать врачом, однако каждый обязан изучить медицину для поддержания своего здоровья. Хукм этого в нашей религии – ваджиб. Каждый мусульманин обязан знать фарды и суннаты намаза, т.к. намаз является обязательным для всех. Получение минимальных знаний по своей религии, т.е. знание обязательного (фард), разрешенного (халяль) и запрещенного (харам) есть «фард айн», т.е. обязательно для каждого мусульманина. Глубокое изучение науки тафсир не является обязательным для каждого мусульманина, но обязательно для некоторых, т.е. является «фард кифая» (обязанность, возложенная на всю общину мусульман). Тут следует понимать такую тонкость – не каждый сможет достигнуть степени муфассира, но каждый обязан читать и по мере возможности стараться понимать Коран.

Понимание не ограничивается только чтением, понимание означает действие согласно положениям Корана. Профессор Мевлют Гюнгёр советует для начала прочитать от начала до конца перевод смыслов Корана, обращаясь для понимания непонятных моментов  к тафсирам. Желательно это сделать несколько раз, т.к. отличительной особенностью Корана является то, что он раскрывает себя по мере чтения. И хочется закончить словами одного исламского ученого: «Иногда чтобы понять смысл одного аята, может потребоваться понять смысл всего Корана».

Заман 

Социальные комментарии Cackle