Камиль Самигуллин о муфтие Сирии: "Полагаю, что столь резкие слова вызваны недопониманием ситуации"
Глава мусульман Татарстана Камиль хазрат Самигуллин на своей официальной странице в Instagram @Kamilhazrat дал свою оценку словам Верховного муфтия Сирии Ахмада Бадр ад-Дин Хассуна относительно ситуации в России и республике в области халяльного питания. В своем посте он пишет:
"Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Прочитал комментарий муфтия Сирии о ситуации в Татарстане в области халяльного питания. Возможно, он оценил ее, не обладая достаточными сведениями о нашем регионе.
Очень надеюсь, что это связано лишь с некой дезинформацией и не отражает истинные взгляды муфтия Сирии на подход к халялю.
Если же это было обдуманное заявление, основанное на правдивых сведениях о Республике Татарстан, считаю необходимым дать свои пояснения.
Верховный муфтий Сирии Ахмад Бадр ад-Дин Хассун живет в стране, где большинство населения — мусульмане.
В исламских госуарствах нет проблемы с соответствием продуктов питания стандартам халяль - там животных почти повсеместно режут по Шариату, свиной желатин не импортируют вообще или импортируют мало и точечно, а рыбу никогда не положат на один разделочный стол со свиньей.
Разумеется, и у них можно найти запретные продукты, но значительно меньше, чем в немусульманских государствах. Республика Татарстан — традиционно многоконфессиональный регион, который входит в Российскую Федерацию — огромную страну, объединяющую разные религиозные и национальные культуры и традиции. Большая часть населения России — немусульмане.
На мясных производствах свиней режут и разделывают рядом с быками, в колбасах смешивают говяжий фарш со свиным.
Технические и санитарно-гигиенические нормы госстандартов производства питания не предполагают раздельного оборудования для свиней и других животных.
Даже рыбу — и ту в кафе могут разделать вместе со свининой или нехаляльным мясом барана или быка, залить белым вином и подать на стол.
И я еще не затрагиваю разногласия между мазхабами: в нашей стране две правовые школы ислама - ханафитская и шафиитская, которые немного различаются в подходах к этим вопросам.
Мы живем в принципиально другой реальности, и она существенно отличается от того, с чем сталкивается муфтий Сирии и его соотечественники.
Возможно, его бы удивило и то, что в Татарстане существует целая концепция развития халяль-индустрии Halal Life Style, которая предполагает расширение мусульманской инфраструктуры во всех сферах жизни мусульман, а не только питание.
В нашей стране халяльные супермаркеты и халяльные производства мяса функционируют по более строгим требованиям, нежели госты. То есть халяль-стандарты в России не тождественны госстандартам, как в мусульманских странах.
Поэтому каждый российский мусульманин знает, что это его обязанность — выяснить, халяльно ли мясо, которое он ест.
Ведь мясо в основе запретно. Только соблюдение всех условий забоя животного делает мясо дозволенным для мусульманина.
Муфтий верно отметил, что есть еда — халяль и есть еда — харам. Но только в Сирии, действительно, можно зайти в дом к христианину, который покупает продукты в обычной мясной лавке, и спокойно съесть, например, плов, а в России так не получится.
Для российских потребителей мясо в магазины поставляется с производств, где не произносят имя Бога перед закалыванием животного.
Поэтому для наших единоверцев в России ассортимент продуктов в обычных магазинах и местах общественного питания довольно ограничен: покупая и потребляя продукты у нас принято проявлять бдительность и осторожность.
Для того и существует Комитет по стандарту “Халяль” ДУМ РТ, чтобы помочь мусульманам сориентироваться в гастрономическом разнообразии торгово-сервисных предприятий, ведь найти халяльную еду в нашей стране порой бывает не так просто.
Мы не утверждаем, что все продукты, не имеющие маркировки “Халяль”, — запретны. Мы лишь гарантируем, что именно эти продукты со знаком "Халяль" — дозволены.
Мусульмане в России прекрасно понимают, что в основе яйца, мука и сливочное масло — халяль, и никто им не внушает обратное.
Но если на одном из таких в основе дозволенных продуктов стоит маркировка “Халяль”, это означает лишь то, что производство этого продукта проверено и в нем нет запрещенных технологий.
Спросите у мусульман в России, думают ли они, что нельзя покупать никакое коровье молоко без маркировки “Халяль”, — и они вам ответят, что они так не думают и что молоко дозволенных животных можно пить и без маркировки.
Но богобоязненный мусульманин все равно старается отстраняться от сомнительного — от всякого рода добавок, например.
И символику “Халяль”, которая для кого-то на молоке или рыбе покажется лишней, он воспримет не как искажение норм Шариата, а лишь как гарантию, что при производстве соблюдены все нормы Шариата.
И мы всегда объясняли это покупателям на лекциях о дозволенном и запретном по Шариату. Имам Муслим передает в своем сборнике достоверных хадисов следующее (№1015):
وَحَدَّثَنِي أَبُو كُرَيْبٍ، مُحَمَّدُ بْنُ الْعَلاَءِ حَدَّثَنَا أَبُو أُسَامَةَ، حَدَّثَنَا فُضَيْلُ بْنُ مَرْزُوقٍ، حَدَّثَنِي عَدِيُّ بْنُ ثَابِتٍ، عَنْ أَبِي حَازِمٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم " أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ اللَّهَ طَيِّبٌ لاَ يَقْبَلُ إِلاَّ طَيِّبًا وَإِنَّ اللَّهَ أَمَرَ الْمُؤْمِنِينَ بِمَا أَمَرَ بِهِ الْمُرْسَلِينَ فَقَالَ { يَا أَيُّهَا الرُّسُلُ كُلُوا مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَاعْمَلُوا صَالِحًا} وَقَالَ { يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُلُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا رَزَقْنَاكُمْ} " . ثُمَّ ذَكَرَ الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفَرَ أَشْعَثَ أَغْبَرَ يَمُدُّ يَدَيْهِ إِلَى السَّمَاءِ يَا رَبِّ يَا رَبِّ وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ وَمَلْبَسُهُ حَرَامٌ وَغُذِيَ بِالْحَرَامِ فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لِذَلِكَ " .
“О люди! Поистине, Всевышний Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах велел верующим то же, что велел и посланникам. Всевышний Аллах сказал: «O посланники! Ешьте чистое и совершайте праведные дела».
И Всевышний сказал: «O те, которые уверовали! Ешьте из чистого, которым Мы наделили вас»”. А потом Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) упомянул покрытого пылью человека с растрепанными волосами, который уже долго находится в пути и поднимает руки к небу со словами: “О, Господь, о, Господь!”, — но его пища запретна, и его питье запретно, и его одежда запретна, и он употребляет запретное. Так как же ему может быть дан ответ?!”
Неужели богобоязненный мусульманин после этого хадиса может сказать: “Скоро, наверное, мы увидим и халяльный виноград”?
Халяль — это не тема для шуток и сарказма. В нашей стране они могут даже оскорбить мусульман. Я понимаю, что слова уважаемого муфтия про халяльные фрукты — это художественное преувеличение, чтобы ярче донести до слушателя идею, будто в России совершенно неуместно маркируют халялем продукты, дозволенные для мусульман и без сертификации.
Но это не совсем корректно звучит из уст муфтия Сирии, поскольку мы, российские мусульмане, живем в условиях светского государства, стараемся быть богобоязненными и вынуждены проявлять особое внимание при потреблении в пищу продуктов питания, купленных с прилавков обычных супермаркетов.
И если на апельсинах вы увидите знак "халяль", то это просто будет означать, что по Шариату фрукты, в том числе и апельсины, дозволены для мусульман.
Да, и даже жен и мужей по старинным татарским традициям принято называть "хәләл җефет" - то есть дозволенными, халяльными друг для друга. И это не смешно. Это - наш обычай. А традиции в Татарстане принято уважать.
В разных странах — разные ситуации. Каждый муфтий отвечает перед Всевышним, знает свой регион и заботится о нем. Я, например, не рискну высказываться о халяле в Сирии, ведь я не живу там.
Наука усуль аль-фикх учит нас, что каждый муфтий выносит фетвы для своей местности. Нет всеобщей фетвы на весь мир. Поэтому глобальные суждения насчет халяля в чужой стране звучат почти всегда некомпетентно.
Я по-прежнему полагаю, что столь резкие слова муфтия вызваны недопониманием и надеюсь, что этот ответ поможет все прояснить".
Напомним, после визита в Татарстан в минувшие выходные Верховный муфтий Сирии Ахмад Бадр аль-Дин Хассун раскритиковал идею продажи халяльных продуктов.
Islam-today