Жизнь и быт мулл в Российской империи: на что они тратили заработанные деньги?
Cреди мусульманского приходского духовенства были лица разного материального достатка: были низкого, среднего и высокого, но в целом они были довольно состоятельными.
Так, имам д. Бикбулово Мензелинского уезда Абдулгалим бин Яхуда был очень скромным и бедным. Об этом человеке Хабибулла бин Харрис аль-Эстерли говорил: «Во время одной из поездок я зашел к нему домой. Кроме подушки в холщовой наволочке и нескольких книг, ничего там не было. Он был ученым и достойным человеком, довольствовался имеющимся, был очень терпеливым».
Мулла д. Кутлушкино Чистопольского уезда Гиззатулла Исхаков, отец известного писателя Гаяза Исхаки был человеком среднего достатка. Так, в 1897 году он имел в собственности два деревянных дома: в одном он жил с семьей, в другом, предположительно, располагалось мектебе для девочек, где обучала его жена Камария абыстай.
Имам 8-й мечети г. Казани Шахиахмад Баязит ал-Мамаши был достаточно состоятельным человеком. На свои сбережения он очень любил покупать книги.
Как выглядел мулла в начале ХХ века?
Уважаемый богослов, автор перевода Корана «Тасхилул баян», имам мечети «Иске таш» г. Казани Мухаммадсадык Иманкулов (1870–1932) тоже был достаточно обеспеченным. Так, за 1905 год, кроме доходов от продажи своих книг, он получил за весь год 500 рублей от прихожан, а муэдзин той же мечети Мухамет Галлеев получил 300 рублей.
Шигабутдин Марджани считался одним из богатых мулл Казани. Только в 1878 годовое жалованье от прихода составило 1000 рублей. Об этом он и сам говорил: «среди казанских мулл я один из богатых. Увеличение своего богатства вижу в моей нерасточительности». Ему нравилось красиво одеваться, ездить на дорогих лошадях и повозках, покупать книги. В то же время он был очень щедрым. Постоянно опекал бедных шакирдов, даже свой закят (ежегодное обязательное пожертвование 1/40 части имущества нуждающимся) в большинстве случаев отдавал шакирдам.
Имянаречение, никах и маджлисы: какой обряд приносил мулле наибольший доход?
Примеров финансового благополучия и достатка в среде мулл Казанской губернии достаточно. Общий анализ благосостояния духовных лиц показывает, что материальный достаток зависел от личных качеств, усердия, стараний муллы и муэдзина, а также от состоятельности прихожан их мечети.
Таким образом, мусульманское приходское духовенство Казанской губернии конца XIX – начала XX веков относилось к достаточно обеспеченной прослойке населения. Основным источником их доходов в отличие от православного (оно содержалось преимущест венно за счет казны), были добровольные пожертвования прихожан (за выполненные обряды, религиозную, образовательную деятельность и т.д.). В сельских приходах духовные лица получали еще и гушер – десятую часть от урожая, а в богатых городских приходах имели доходы от вакуфа.
Большинство имамов и муэдзинов Казанской губернии принадлежали к сред ним слоям общества, занимаясь сельским хозяйством, разными ремеслами, промыслами и торговлей. Те важные социальные обязательства, которые они выполняли для населения и личные доходы делали их материально обеспеченными.
Чем занимались муллы в Российской империи, помимо основной деятельности?
Амишов Р.И.