• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Взгляды Марджани на изучение русского языка

Время чтения: 4 мин
4130

Текущий год проходит под знаком выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова.
Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка.

Выше мы кратко упомянули о тех шакирдах, которые известны нам и кто обучался непосредственно у самого Марджани и проявил себя в служении народу. Конечно же, великое множество и тех, кто достиг определенных высот в различных сферах жизни, кто проявил себя в трудах во благо нации, каким-то образом был связан с великим ученым и наставником. Мы остановили свой выбор на тех лицах, кто долгое время общался с  Марджани, лично брал у него уроки, принимал активное участие в его деятельности. Те личности, которые поступили в медресе в последние годы и завершили учебу недавно, а также те шакирды, которые обучались у педагогов, работавших в медресе, в этот список включены не были.

Следует также упомянуть, что в медресе Марджани обучались выдающиеся личности Казани, имеющие большие состояния, как например, Садык Галикаев, его родственник Габдрахман Галикаев, Салих Губайдуллин, Шакир Казаков, Мухаммадрахим Юнусов, Мухаммадзян Каримов и его братья, известный правовед, присяжный поверенный Саидгарай Алкин, Зиннатулла Усманов, внесший огромный вклад в деятельность благотворительного общества Казани, а также Нургаяз Хусаинов, Габдрахман Кушаев и многие люди, обучавшиеся в медресе великого ученого-богослова. Все они составляют гордость нашего народа и нашей нации. Шакирды, обучавшиеся у Марджани, никогда не отличались фанатизмом, они быстрее кого-либо доходят и воспринимают истину, они ценят верность своим убеждениям и тем самым они в какой-то степени продолжают идеи Марджани, который выше всего ценил истину, обладал даром предвидения, был верен высоким идеалам.

Шакирды, получившие образование в руководимом им медресе, к сожалению, не смогли превзойти своего учителя. Возможно, это связано с тем, что медресе испытывало трудности в период становления, или с тем, что люди с недоверием и непониманием относились к взглядам Марджани. Богослов нередко с сожалением отмечал тот факт, что его шакирды не смогли проявить себя в полную силу, и их не было столь много, сколько бы ему хотелось. Однажды он сказал с горечью: «Мне не посчастливилось радоваться победам и достижениям моих шакирдов. Многие из талантливых и подающих надежды из числа моих учеников скончались совсем молодыми. Счастье одного человека в одной области, а счастье другого лица – в иной сфере. Всевышний даровал мне то, что я просил у него в своих молитвах в молодые годы. К сожалению я тогда не догадался попросить у Аллаха Та’аля за своих шакирдов, чтобы они преуспели на ниве просвещения. Вполне верятно, что если бы я попросил у Всевышнего, чтобы он помог им в этом, он не отказал бы». Об этом нам поведал родственник Марджани по имени Сибгатулла ибн Фазиль.

Постановление об обязательном изучении русского языка. Взгляд на эту проблему Марджани. Открытие русско-татарской учительской школы. Деятельность Марджани. Освобождение его от работы

2 февраля 1870 года вступило в силу постановление правительства об обязательном изучении в мусульманских школах и медресе русского языка. Позднее в 1872 году была введена должность специального инспектора, который должен был надзирать за школами и медресе в части их исполнения этого постановления. В это время в мусульманских медресе была введена должность учителя русской словесности, кое-где на местах были применены силовые меры в этой части, что вызвало серьезные волнения среди населения.  Страсти накалялись и по тем причинам, что учеба на русском объявлялась обязательной, а затраты на учителя возлагались на плечи мусульман. Особо мощные протестные акции прошли в Казанской и Вятской губерниях. (События того времени подробно освещены в статье Ризаэтдина хазрата «Исламнар хакында хөкүмәт тәдбирләре» («Меры правительства, касающиеся мусульман»). По вопросу изучения русского языка ученые высказывались неоднозначно, кто-то считал это недопустимым с точки зрения Шариата – харамом, кто-то утверждал, что это будет полезно, а иные стояли на том, что это нанесет непоправимый вред. Мало кто из улемов признавали необходимость и пользу изучения русской словесности и возглавлял их Марджани. Он убежденно подчеркивал: «Необходимость изучения русского языка очевидна. Нам, как инородцам, состоящим под владычеством главенствующей нации необходимо знать и владеть этим языком и письмом, на которых осуществляется все государственные дела, а также законотворчество и правила. Единственно чего надо остерегаться это забвения своего родного языка, восприятия их обычаев и традиций, общения со своими соплеменниками на их языке и смешивания в речи русских слов и выражений, необходимо стремиться сохранить свой родной язык».


С книгой о Марджани в арабской графике можно познакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle