• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

«Выучить Коран наизусть легко, сложно потом хранить его в своей памяти»

Время чтения: 3 мин
3155

Абдурашид Ибрагимов является одним из самых известных российских мусульманских деятелей конца XIX – I пол. XX века. Из-за своей широкой деятельности и обширных путешествий он получил известность не только в России, но и во всем мусульманском мире. Так как Абдурашид Ибрагимов некоторое время исполнял обязанности казыя (шариатский судья) в Оренбургском магометанском духовном собрании в Уфе, среди мусульман он был более известен под именем Абдурашид казый.

Свои последние годы Абдурашид казый провел в Токио, где являлся духовным лидером местной татарской общины.

Абдурашид Ибрагимов родился в 1857 году в городе Тара, которая сейчас находится в Омской области. Его род происходил из сословия бухарцев, но сам Абдурашид казый предпочитал называть себя татарином или сибирским татарином. Начальное образование он получил в родных краях. А в 1877 году Абдурашид Ибрагимов отправился в Казанскую губернию для учебы в знаменитом Кшкарском медресе (совр. село Кшкар в Арском районе республики Татарстан). Однако там он смог проучиться лишь полтора года. Ему пришлось возвращаться на родину для оформления нового паспорта.

В 1878 году Абдурашид Ибрагимов принял решение отправиться в Медину для получения более глубоких религиозных знаний. В то время ему было 21 год, и он учительствовал в Акмолинской области, обучая детей богатых казахов. В этом деле ему решил помочь местный казахский бай по имени Умар Волость. Он дал Абдурашиду Ибрахиму необходимую для поездки сумму денег – 150 рублей.

Его путь в Мекку и Медину был очень непростым, и, чтобы добраться до Хиджаза, ему пришлось преодолеть множество трудностей. Абдурашид Ибрагимов решил отправиться в благословенные земли вместе с паломниками. В те времена татары совершали хадж двумя путями: первый маршрут был более старым и по большей части сухопутным – он пролегал через Бухару и Индию, а второй маршрут морским – он пролегал через Одессу и Стамбул.

Абдурашид Ибрагимов решил ехать вторым маршрутом. Сначала он добрался до Нижнего Новгорода, а затем на поезде через Москву отправился в Одессу. Оказалось, что из-за неопытности он взял слишком мало денег. В Одессе у него оставалось всего лишь 30 рублей. А чтобы из Одессы добраться до Джидды (Аравия) необходимо было примерно 150–300 рублей (в зависимости от комфортности поездки). Пробыв в Одессе один месяц, он практически лишился всех оставшихся средств.

В результате, спрятавшись в мраморной ванне, ему удалось попасть на итальянский корабль, плывущий в Стамбул. В пути у него не осталось ни гроша. Благодаря помощи жившего в Стамбуле выходца из Поволжья Мухаммадрахима эфенди, он смог прожить в Османской империи некоторое время. Потом ему помог деньгами татарский купец из Иркутска по имени Хисаметдин бай. Купив билет на пароход до Джидды, они вместе продолжили путь к благословенным местам. После совершения хаджа Абдурашид Ибрагимов направился в Медину для учебы.

Первый месяц Рамадан, проведенный в этом благословенном городе, произвел на молодого шакирда сильные впечатления.  Его очень впечатлило, как все эти дни священного месяца мединцы проводили в хатме (полном прочтении) и тилавате (красивом чтении) Священного Корана. А один имам по имени Умар Захид смог полностью прочитать весь Священный Коран за одну ночь.

Благодаря этому Абдурашид Ибрагимов принял решение стать хафизом Священного Корана – то есть выучить Священное Писание наизусть. Об этом он решил посоветоваться с одним из шейхов, на что тот сказал: «Выучить Коран наизусть легко, но сложно потом хранить его в своей памяти в неизменном виде».

Он посоветовал Абдурашиду Ибрагиму несколько раз сделать истихару. В результате тот поступил в мединское медресе «Эмин Ага» и в 1-ый Мухаррам 1298 года по мусульманскому летоисчислению (3 декабря 1880 года) приступил к заучиванию Священного Корана. Таким образом священный месяц Рамадан в Медине сподвигнул тогда еще молодого Абдурашида Ибрагимова на великое дело – стать хафизом Священного Корана.

Лайфхаки по заучиванию Корана
Работа, семья, различные обязанности – все это люди считают преградой для заучивания Корана. Либо же люди, опираясь на различные хадисы, значения которых они не понимают, преднамеренно не заучивают Коран из страха забыть заученное... Как же быть?
16.02.2021
9938

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle