• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Утямышевы – покровители Мачкары

Время чтения: 3 мин
2360

Село Мачкара (Маскара) расположено в Кукморском районе Республики Татарстан. Его возвышение как центра мусульманской научной деятельности началось с союза между купеческой семьей Утямышевых и двумя мусульманскими учеными.

В 1759 году Абдулхамид бин Утаган стал руководителем медресе Мачкары. Он нашел поддержку у одного из самых богатых деревенских торговцев – Абдассаляма бин Утямыша (Утямышева) и его сына Абдуллаха, который стал учеником Абдулхамида.

Абдулхамид бин Утаган возглавлял медресе до 1768 года, а в последующем богатые семьи Мачкары, в том числе Абдассалям и Абдуллах, пригласили на его место Мухаммедрахима бин Юсуфа из деревни Ашит.

В 1771 году Мухаммедрахим бин Юсуф и его зять Ибрагим бин Хушья отправились в Дагестан. Они оставались там десять лет и учились у Али аш-Ширвани. Оттуда они отправились в Сивас и Диярбакыр в восточной Анатолии, а затем в 1781 году вернулись в Россию через Астрахань. Во время их отсутствия Абдуллах бин Абдассалям Утямышев, к тому времени купец первой гильдии, вернул своего старого учителя Абдулхамида в Мачкару, чтобы тот присмотрел за деревенским медресе.

По возвращении в 1781 году Мухаммедрахим бин Юсуф возобновил свою деятельность в Мачкаре, став имамом и руководителем медресе, и в конечном итоге был назначен на должность ахунда. Его возвращение в Мачкару в 1780-х годах ознаменовало начало подъема деревни как научного и общественного центра. Это также означало рост известности Абдассаляма и его сына Абдуллаха Утямышева – купеческой семьи из Мачкарых. Сначала их торговля начиналась в провинциальном городе Малмыже, а затем распространилась на Казань и Вятку.

Абдуллах Утямышев предоставил свои деньги на строительство каменной мечети в Мачкаре, которое было завершено в 1791 году. Имам Мачкары Мухаммедрахим бин Юсуф вступил в родственные связи с Абдуллахом Утямышевым, женившись на его сестре Махбубе, а после ее смерти, на другой сестре  – Хабибе.

Сам Абдуллах Утямышев установил дальнейшие тесные связи с мусульманскими улемами, женившись на Мархабе бинт Ибрахим, сестре ученика Мухаммедрахима, Абу-Насра аль-Курсави, чьи взгляды на Божественные атрибуты привели к его изгнанию из Бухары и разделению волго-уральских мусульманских ученых. В разгар этого конфликта Муса Утямышев, сын Абдуллаха и Мархабы, защищал своего дядю.

В начале 1800-х годов Муса Утямышев написал письмо Ибрагиму бин Худжаху, тогдашнему имаму Первой каменной мечети Казани. Он предупредил Ибрагима, что, если последний открыто поддержит обвинения, которые уже распространялись в частном порядке за спиной Абу-Насра Курсави, он, скорее всего, начнет публичный конфликт.

Другой дядя Мусы Утямышева и старший брат Абу-Насра, Абдулхалик аль-Курсави (ум. 1843), вернулся из хаджа в 1812 году и стал шейхом и руководителем медресе в деревне Курса. Он приобрел репутацию специалиста по суфизму и хадисам, собрал сборник хадисов на основе своего изучения существующих сборников. Он женил свою дочь на выпускнике медресе Махкары Хасане бин Хамиде. После смерти Абдулхалика Хасан сменил его на посту шейха и руководителя медресе Курсы.

Влияние Утямышевых достигло и Казани. В 1802 году Абдуллах бин Абдассалям оплатил замену деревянной мечети в Шестой махалле Казани на каменную и привлек Абу-Насра аль-Курсави для расчета ориентации здания, чтобы убедиться, что оно будет обращено к Мекке.

Сын Мусы Исмаил Утямышев (1803-1888) продолжал расширять влияние и авторитет семьи Утямышевых. Сначала он учился в Мачкаре у ученика и преемника Мухаммедрахима Абдуллаха аль-Чиртуши (1774–1859). В конце 1830-х или в начале 1840-х годов Исмаил отправился в Бухару, когда с ним встретился казанский историк и богослов Шигабутдин аль-Марджани, чтобы попросить разрешения на копирование версии шарха Абу-Насра аль-Курсави «аль-Хакасид Нафиса аль-Джадида».

Исмаил вернулся в Россию и был избран руководителем медресе в деревне Кшкар в 1846 году. Под его руководством Кшкарское медресе стало одним из самых известных медресе Волго-Уралья середины 1800-х годов.

Как благодаря татарам сохранилась история мусульман Семипалатинска
В первой половине XIX века среднеазиатские купцы преобладали в караванной торговле и в большей части розничной торговли вдоль Сибирской линии. Они внесли особый вклад в сохранность истории мусульман Семипалатинска.
15.10.2021
2187

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle