Троицкий имам, духовный наследник Пророка (мир ему)
Среди духовных наследника Пророка Мухаммеда (мир ему) особое место принадлежит шейху Зайнулле Расули, который в течение своей жизни сделал многое для укрепления Ислама, совершенствования веры и искренности мусульман России.
Зайнулла-ишан Расулев родился 9 апреля 1835 года деревне в Шариф Златоустовского округа Оренбургской губернии. В возрасте десяти лет он начал учиться у дамуллы Мухаммеда Бухари в деревне Муйнак. Следующие два года – у Якуба Ахмада аль-Ахунди. В 1851 году Зайнулла продолжил свое образование в Троицке. Среди его учителей был имам Мухаммед-Шах Мирас. После семи лет учебы Зайнулла Расулев был назначен имамом в деревню Акходжа Верхнеуральского округа, где основал собственную медресе и начал в ней преподавать.
В 1859 году он отправился в деревню Чардаклы около Челябинска, где и вступил в тарикат Накшбандийя, дав руку пиру Абдульхакиму Чардаклы (умер в 1872 г.). Через 10 лет после посвящения, Зайнулла отправился в хадж, остановившись по дороге в Стамбуле, где познакомился с Халидийским Накшбандийским шейхом Ахмадом Зияутдином Гюмюшханави (умер в 1893 г.) и стал его мюридом. После этого Расулев провел 40 дней, уединившись с Гюмюшенави в ученых беседах для лучшего овладения принципами Халидийского пути. Ветвь Халидия основал Халид Багдади (1779–1826).
Гюмюшханави назначил Зайнуллу своим представителем – халифой. Это давало ему полномочия для привлечения новых учеников и по возвращении в Акходжу, Зайнулла приступил к собиранию мюридов. Зайнулла-ишан после получения посвящения в 1869 г. от шейха Гюмешханеви стал использовать среди своих учеников громкий зикр, празднование Маулида, ношение четок. В мусульманском мире нередко муршиды проходили обучение сами и давали знания сразу по нескольким путям: например, Накшбандийя и Кадирия. Таким образом, громкий зикр, применявшийся на коллективных радениях мюридов в тарикате, носящем имя Абдулькадира Джиляни, стал использоваться в Накшбандийи Халидийи. Причем, находясь в одиночестве или в общественном месте, эти суфии практиковали тихий зикр.
Зайнулла никогда формально не отрекался от посвящения Абдульхакима Чардаклы и даже упоминает о нем в своей работе «Аль-Фаваид аль-Мухимма». Однако в кругу появившихся недоброжелателей были произнесены слова обвинений в адрес Зайнуллы в «ереси и извращении Ислама» перед Духовным Управлением в Оренбурге. После этого в дело вмешались официальные российские власти: по возвращению из Оренбурга в Акходжу Зайнулла был арестован. Сначала его посадили в тюрьму в Златоусте на 8 месяцев, а затем, по приказу министра внутренних дел, выслали в городок Никольск Вологодской губернии, области, в которой не жили мусульмане. Через три года Зайнулла был переведен в Костромскую крепость, а спустя пять лет - в татарскую деревню поблизости. В 1881 году ему позволили вернуться в Акходжу.
Через год после освобождения Зайнулла снова отправился в хадж и еще раз посетил Гюмюшенави. Возвратившись, он был назначен имамом в новую Троицкую мечеть. Благодаря Зайнулле Троицк стал одним из крупнейших мусульманских образовательных центров Российской империи. На пятничный намаз все желающие не вмещались в мечеть и приходилось молиться во дворе мечети или на рядом на лужайке. Во время хутб и на занятиях с шакирдами Зайнулла-ишан призывал к скромному образу жизни, честному труду, терпению, учил помогать бедным, больным, старикам, сиротам. Медресе «Расулийя», построенное рядом с мечетью Зайнуллы-ишана завоевало репутацию одного из лучших среди татар, башкир и казахов.
В программу обучения входили вероучение, русский и арабский языки, тюрки, чистописание, чтение, заучивание и толкование Корана и хадисов, математика, российская, тюркская и всеобщую история, историю Ислама, священная история, теология, мусульманское право, этика, гигиена, география, естествоведение, физика, химия, зоология, педагогика.
В 1908 г. Зайнулла Расули вместе с тремя другими авторитетными знатоками Ислама Троицка опубликовал фетву, в которой поддержал изучение в медресе светских предметов, если это делается не в ущерб религиозным дисциплинам. Многих шакирдов, обучавшихся в медресе, Зайнулла Расулев поддерживал собственными деньгами, давая бедным, но талантливым ученикам возможность закончить образование.
Троицк, основанный в 1743 году как крепость на границе территории России вблизи казахским степей, был удобным местом для привлечения в медресе татар, башкир и казахов. Джамалетдин Валидов пишет о десятках тысяч мюридов Зайнуллы-ишана, большинство которых киргизы (казахи) и башкиры, сотни мулл во многих городах и деревнях Нижнего Поволжья, Урала и Сибири. Они не обязательно учились в медресе «Расулийя».
Мюрид Зайнуллы-ишана Сабир Джан Хасани многие годы служил муфтием в Уфе, пользовался уважением за широкую деятельность по религиозному обучению российских мусульман. Мюридом шейха Зайнуллы был отец знаменитого тюрколога и историка Заки Валиди. Отец и сын регулярно посещали шейха Зайнуллу как «искренних людей, являющих собою образец морали и добродетели».
Известны следующие книги Зайнуллы Расули: «Аль-фаваид аль-мухимма ли-ль-муридина ан-накшбадийа ва аль-аврад аль-лисанийа ва ас-салават аль-масура» – «Божественные истины, постижение которых необходимо для мюридов суфийского братства накшбандийа, славословия и молитвы Аллаху» (Казань, 1899), «Макалат Зайнийа» – «Прекрасные статьи» (Казань, 1908), «Троицк улэмасы вэ усул-и джадидэ» – «Улемы Троицка и звуковой метод» (Оренбург, 1911), «Алифба каныда» – «Об азбуке» (Оренбург, 1912). Интересен и актуален его анализ и критика деятельности и воззрений Ибн Таймии.
Шейх Зайнулла умер 2 февраля 1917 года в возрасте 84 лет. У него было шесть сыновей. Один из них – Хайрулла эфенди Расулев учился в Медине у Накшбандийского шейха Мухаммед-Салиха Завави, вернувшись на родину, стал имамом и мударрисом в Каргалы.
В 1941 году, после германского нападения на Советский Союз, Сталин снял некоторых ограничений религиозной деятельности. Старшего из сыновей Зайнуллы Абдурахмана Расулева назнали муфтием и директором вновь учрежденного Духовного Управления мусульман Европейской части России и Сибири с местопребыванием в Уфе. Абдурахман Расулев призвал мусульман поддержать войну против Германии. Он оставался муфтием и главой ДУМЕСа до своей смерти в 1952 году.
Фарид Батыршин