• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Татары Польши: от воинства Речи Посполитой до Мусульманского религиозного союза

Время чтения: 3 мин
3380

Участие в составе войска Речи Посполитой, первая мечеть, построенная на польской земле, создание Мусульманского религиозного союза и возрождение татарской идентичности через сохранение веры отцов и дедов, почитание Священного Корана, привезённого из Казани – по уцелевшим за многовековую историю проживания татар на территории Польши фотографиям можно наглядно проследить становление татарской общины, начиная от существования Великого княжества Литовского и Королевства Польского вплоть до сегодняшних дней.

В разные времена в Польше проживало от 4000 до 5000 татар. На сегодняшний день в Польше проживает 5 000 польско-литовских татар (ещё 4 000 в Литве и 10 000 в Белоруссии). Наиболее массовым местом проживания польских татар принято считать Белосток — город у белорусской границы. Очень активна татарская диаспора в Гданьске, где создан татарский Союз. Также татары рассредоточились и в Варшаве.

Однако впервые они оказались здесь в далёком XIV веке, когда вошли в состав военных сил сначала Великого княжества Литовского и Королевства Польского, потом и Речи Посполитой. Литовский князь Витовт предложил татарскому народу землю и убежище в качестве благодарности за верную и самоотверженную службу во время войны против Тевтонского ордена. Среди тех, кто откликнулся на предложение Витовта, больше всего было беженцев из Золотой орды и Крымского ханства. Их военные таланты нашли непосредственное применение в Речи Посполитой в неспокойном XV столетии. Татарский след можно легко найти и в Грюнвальдской битве 1410 года.

Несколько десятков лет спустя татары получили своё дворянство, герб и землю за то, что сражались в рядах польской армии. Ян III Собеский подарил подляшские земли татарам, что позволило ему избежать плачевных последствий конца XVII века, которое разразилось после того, как польская знать усомнилась в праве татар на дворянство и перестала платить жалованье татарским солдатам. В результате татары решили обосноваться на границе с Беларусью и создали в 1925 году центр мусульманской культуры – Мусульманский религиозный союз, который действует до сих пор и расположен в городе Белосток.

Примечательно, что татары в Польше с момента своего первого переселения обладали рядом привилегий по сравнению с другим населением. К примеру, в отношении них действовал принцип свободы вероисповедания (в данном случае, ислама), они могли строить мечети и проводить похоронные обряды согласно мусульманским канонам на специально огороженных татарских кладбищах. Такое отношение было результатом благодарности правящей королевской династии за верную военную службу.

Вплоть до 70-80-х годов ХХ века татары были единственным мусульманским народом, проживающим на территории христианской Польши. Часть из них были военнослужащими, другая часть – торговцами и земледельцами. К сожалению, со временем начал теряться язык, однако ислам всегда оставался основой жизненного уклада польских татар, вне зависимости от окружения и политической ситуации в стране.

Ярким доказательством тому – сохранившиеся рядом с белорусской границей две татарские деревушки, где построены самые старые татарские мечети Польши. Это деревня Кружиняны, основанная в 1679 году, и деревня Бохоники, основанная в 1697 году. Именно эти земли и были подарены татарскому народу Яном III Собеским.

Несмотря на многовековую оторванность от родных земель, от своего народа, несмотря на определённого рода лишения и беды, польские татары смогли через сотни лет пронести и прочно сохранить не только религиозную самобытность, но и традиции, обычаи. Сегодня в Польше действует немало культурно-образовательных объединений, функционирует татарский национальный музей, открытый в Литве. Особое внимание стоит уделить действующему татарскому национальному архиву.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle