• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Стать муллой в Российской империи: как это было

Время чтения: 4 мин
1214

В мусульманской общине традиционно существует выборность духовных руководителей. С утверждением самодержавия и созданием ОМДС (Оренбургское магометанское духовное собрание – прим.) этот принцип с некоторыми условиями, был сохранен и законодательно закреплен властью.

Довольно интересно описывал процедуру утверждения муллы Я.Д. Коблов: «…многие знают, что стать муллой очень легко; в первом случае требуется выбор общины, во втором – собственная вера. Со времени появления Оренбургского магометанского духовного собрания, т.е. с 1789 года, имамы стали назначаться муфтием, главой Духовного собрания. Любой, желавший стать мусульманским духовным лицом, должен был ехать в Уфу к муфтию и сдавать экзамены, после чего он получал утверждение».

Говоря о характере назначения, автор подчёркивал: «...Более существенное значение, нежели экзамены у муфтия, при определении на должность муллы имеют прихожане».

То есть, выбирая мулл, народ хорошо знал своих духовных наставников, доверял им.

«Без этого условия, т.е. без согласия прихожан, даже ученый человек может оказаться на долгое время без места, что и бывает в действительности».

Тот факт, что мусульмане сами выбирают муллу и подчиняются ему как человеку для них известному, часто выходцу из их среды, знающему их привычки и нужды, подчеркивается Я.Д. Кобловым как преимущество мусульманского духовенства над православным.

Читайте также: Каковы были требования к имамам в Российской империи?

Как говорилось выше, звания кандидатам на духовные должности по результатам испытаний присваивало ОМДС. Желающие стать муллой совершали неблизкий путь из любого угол ка огромной территории, находящегося под юрисдикцией ОМДС, до Уфы для прохождения испытания.

Этот поток значительно возрос после объявления Манифеста о веротерпимости, что привело к увеличению количества мусульманских приходов; в 1904 году число экзаменующихся составило 333 чел.; в 1906 году было 694 экзаменующихся, в 1909 году – 995305.

Вот как описывал испытание на духовные должности в ОМДС Я.Д. Коблов: «Порядок возведения в муллы очень несложный. Он представляет из себя чисто гражданский акт. Некоторые, зная о поездках шакирдов (учеников медресе) в Уфу к муфтию или духовное собрание, полагают, что там, в Уфе, происходит посвящение в муллы – очевидно, приравнивают в данном случае представление мулл муфтию с поездкой кандидатов на священство в губернский город для представления архиерею и посвящение в духовный сан. Между тем в действительности никакого акта посвящения не бывает, а дело ограничивается сдачей экзамена по предметам вероучения».

Самым высоким званием, присвоенным в ходе испытаний, считалось звание «имам, хатыйп и мударрис» – заведующий медресе, старший учитель. Вторым по рангу было звание «имам, хатыйп и мугаллим» – учитель, третьим –звание «имам и мугаллим».

Самым низшим являлось звание «муэдзин и мугаллим сабияна» – муэдзин и учитель малолетних детей. Звание мударриса присваивалось, как правило, имам-хатибам, а звание мугаллима давалось тем же имам-хатибам, имамам и некоторым, видимо грамотным, муэдзинам, звание мугаллим сабияна могли получить только муэдзины.

Зайсан – утерянная история татарского народа

Вместе с тем, если кандидат путем испытания в ОМДС получал звание хатиба и мударриса, это еще не означало, что он обязательно становился заведующим медресе, хотя анализ архивных дел НА РТ и ЦГИА РБ показал, что именно имам-хатибы в большинстве случаев одновременно являлись и мударрисами.

Как правило, для преподавания в медресе и мектебе не обязательно было иметь специальное звание и свидетельство, все зависело от главного духовного лица учебного заведения, нанимавшего кандидата на должность мугаллима.

В получаемом будущим муллой свидетельстве также указывалось, что оно «не предоставляет ему право исправлять духовные требы впредь до утверждения его в духовном звании губернском начальством в приход, в который он будет выбран». Как видим, свидетельство давало право быть духовным лицом, но юридически не вступало в силу без утверждения в Губернском правлении.

Получив свидетельство, кандидат начинал искать вакансию муллы в мечети какого-нибудь прихода. Сообщал о себе через родственников и знакомых и искал сам. Причем на это могло уйти много времени. Чтобы долго не оставаться без места, т.е. в неопределенном положении, некоторые кандидаты на должность муллы и сами проявляли активность.

Я.Д. Коблов так писал об этом: «Заслышал кандидат на муллу, что в какой-нибудь деревне открылось свободное место, приезжает в эту деревню, собирает влиятельных крестьян и угощает их. Прихожане угощаются и хвалят своего будущего муллу: «Должно быть, хороший человек желает к нам поступить в муллы, коли так хорошо нас угощает», – рассуждают они. Составляется приговор в пользу этого хорошего человека, с которым последний отправляется в Губернское правление, откуда и получает указ о назначении его указным муллою».

«Мухаджиры»: почему татары массово покидали Российскую империю?

Амишев Р.И.

Социальные комментарии Cackle