Особенности просвещения татар в Российской империи
Наиболее важной обязанностью муллы было обучение детей. Каждый мулла, получивший от общества полномочия на вступление в должность, вместе с тем брал на себя и обязательство обучать детей основам ислама.
Первоначальное обучение мальчиков азам ислама и грамоте для муллы было обязательным, каково бы ни было финансовое положение их родителей. Продолжение образования зависело уже как от желания и способностей мальчиков, так от знаний муллы, а также от возможностей родителей детей.
Распорядителем мектеба, как правило, был мулла махалли, но осуществлять непосредственно обучение он нередко поручал своему ставленнику – хальфе, в роли которого обыкновенно выступали старшие шакирды медресе, или муллу заменял муэдзин или кто-либо из сведущих лиц.
Во всяком случае, как писал Я.Д. Коблов, «дети прихожан не оставались без религиозного обучения и выходили из школы нафанатизированными твердыми исповедниками ислама».
Отличительной особенностью просвещения мусульманских народов Российской империи являлся его конфессиональный характер. Не получая финансирования со стороны государства, татары-мусульмане, выполняя предписания религии для обучении своих детей грамоте, создавали собственные учебные заведения и содержали их за свой счет. Поэтому система образования мусульман была неподконтрольна государству.
Мулла вместо ЗАГСа: как имамы были хранителями метрик
Миссионер Я.Д. Коблов писал: «...в России трудно указать народность, среди которой была бы так широко распространена грамотность, как у казанских татар. Безграмотного татарина можно встретить очень редко. И это обуславливается полною возможностью для каждого магометанина научиться грамоте, потому что в каждой деревне, как бы она ни была бедна и малочисленна, есть школа».
Известный этногроф К.Фукс отмечал: «Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками и как гражданин не пользуется уважением других. По сему-то всякий отец старается, как можно ранее записать детей своих в училище, где они выучились бы, по крайне мере, читать, писать и узнали бы начала своей религии».
Учебные заведения у татар делились на два типа: мектеб (низшее) и медресе (среднее и высшее). Мектеб, как начальная школа, существовала при каждой мечети, которой руководил мулла махалли. Классов или отделений, а также определенных учебных программ в мектебе не было. Преподавание велось с каждым учеником персонально по книгам, содержание которых состояло из догматов веры и нравоучительных рассказов, обычно из жизни святых пророков.
Сроки обучения в мектебе также не определялись; как правило, курс обучения продолжался от 3 до 5 лет и более. Учебный год «вписывался» в сезон сельскохозяйственных работ и обычно продолжался 6 месяцев – с 1 октября по 1 апреля. Основную массу учеников составляли мальчики от 8 до 14 лет446. Девочки учились в доме муллы, у его жены, которую величали «остабике» или «абыстай».
Мектебе при мечетях давало всеобщее начальное образование, окончив которое, желающие поступали в медресе, где уже получали среднее или высшее религиозное образование и готовились в приходские муллы. В Казанской губернии практически при каждой мечети имелись мектебе. Так, по Царевококшайскому уезду в 1911 году было 31 мектебе, в Лаишевском уезде – 88, в Мамадышском уезде – 186, в Свияжском уезде – 55, в Спасском уезде – 81, в Тетюшском уезде – 121, в Чебоксарском уезде – 4, в Чистопольском – 61, в Цивильском уезде – 14 мектебе.
С каждым годом их число росло. Так, в 1912 году Царевококшайском уезде было 43 мектебе. Таким образом, традиционная система образования мусульман Казанской губернии являлась составной частью конфессионального обучения и воспитания уммы, она имела глубокие и устойчивые традиции, прошедшие эволюцию в последующие периоды развития края.
В начале XX века один из современников справедливо указывал, что «религия татар сама по себе создает такие условия, когда все татарское население, как мужское, так и женское, знают грамоту, вследствие чего татары стоят по своему развитию выше всех прочих инородцев».
Амишев Р.И.