Непозволительная роскошь: как развивалось образование у татар в Российской империи?
Реформы проводимые российским правительством мало затронули жизнь татар. Так в составе земств или местных самоуправлений, последовательно создавшихся после 1864 г., представителей «инородцев» почти не было. Соответственно, и земства больше представляли интересы русского населения.
Например, основание многочисленных новых земских школ приводило к подъему русского школьного образования. Тогда как мусульмане, замкнутые созданной ими же системой конфессионального образования, практически не соприкасались с достижениями научно-технической революции.
«В области просвещения мусульман в период с 1850 по 1889 гг. наблюдались довольно противоречивые тенденции: в то время как все больше мусульман искали возможность получить европейское образование через русские учебные заведения, мусульманские школы и медресе оставались незатронутыми модернизацией».
Татарский богослов Нургали Хасанов: чему могут у него научиться современные мусульмане?
Это противоречие можно объяснить. С одной стороны, татарские ученые не могли использовать достижения европейской науки по причине колониального положения народа в целом. Несмотря на определенные государственные усилия дать мусульманам современное образование в рамках русских или русско-татарских школ, в целом преобладала политика угнетения или даже уничтожения национального просвещения подчиненных народов России.
Так, в 1914 г. «особое совещание» ведомств четырех министерств, рассматривая проблему национального просвещения, объявило нежелательным дальнейшее развитие национальной светской школы. В оживлении татарского общества и в создании открытой мусульманской элиты чиновники не видели никакого интереса.
С другой стороны, духовная элита татар в определенной мере не хотела или даже боялась широкой интеграции с достижениями европейской цивилизации. Так, в 1872 г. было прекращено преподавание русского языка в татарских мектебах и медресе. Изучение русского языка ранее вводилось во исполнение указа 1870 г. об обязательности введения изучения русского языка в мусульманских учебных заведениях. «Правила об образовании населяющих Россию инородцев» обязывали мусульман создавать русские классы на средства самого населения и запрещали открытие новых учебных заведений без преподавания русского языка.
По свидетельству губернаторов Казанской и Вятской губерний, причиной противодействия вводу изучения русского языка является опасение духовенства по поводу возможной последующей за этим христианизацией. Как полагает М. Кемпер, «существовало опасение потерять собственную мусульманскую идентичность в случае переработки учебных планов и методов по каким-то обязательным европейским образцам».
Правда, сопротивление татар во многом объяснялось и неподъемностью финансовых расходов по обеспечению внедрения классов по обучению русского языка. Организация уроков русского языка часто обходилась в несколько раз дороже, чем содержание всей школы.
Читайте также: Каковы были требования к имамам в Российской империи?
В основной массе духовенство не было против введения изучения русского языка, однако тактика «изоляционизма» от всего русского как источника угрозы христианизации все-таки преобладала в общественном сознании. Так или иначе, во время бурно развивающегося технического и общественного прогресса мусульманские школы оказались закрыты от всего нового.
Во многом это стало результатом половинчатости мер, предпринятых государством, и неспособности татарского общества своевременно выработать институты финансирования таких школ.
По мнению Р.У. Амирханова, «…практически все слои татарского общества в большей или меньшой степени испытывали правовое, социально-экономическое, национально-духовное угнетение, которое подавляло все ростки свободомыслия, созидательной инициативы населения, обрекало его на пассивное созерцание происходящих в мире и стране событий».
В то же время среди других нерусских народов делалось все необходимое для распространения современного образования. Таким образом, в то время как в русском обществе во многих областях наблюдался заметный прогресс, татарское мусульманское общество все более погружалось в консерватизм.
Тем не менее, поворот исламских теологов к современности, начавшийся в середине XIX в., нашел отражение в реформе конфессиональной школы. В этом татарские просветители видели инструмент вовлечения мусульман в строительство гражданского общества.
Татарское общество в XIX веке: глубокий кризис, притеснения и отмена крепостного права
В русских и татарских передовых кругах появлялись предложения изменить мусульманское образование в духе времени. В 1818 – 1880 гг. в различные инстанции правительства было направлено, по меньшей мере, 8 радикальных проектов по открытию школ по европейскому образцу. Среди них были проекты В. Радлова, Ш. Марджани, Х. Фаезханова, Р. Фахреддина и др.
В них говорилось о необходимости создания университетов, предусматривающих обучение по программам, коренным образом отличавшимся от существовавших в течение веков. В новой системе образования эти просветители видели фундаментальный и эффективный способ изменения традиционного татарского менталитета, который столетиями губил мусульман.
Однако эти планы не доводились до общественности, не дискутировались и, соответственно, не претворялись в жизнь. Очевидно, что татарская буржуазия, содержавшая конфессиональные школы, прежде всего известные купцы и промышленники, не имела глубокого интереса к реформе школы, хотя «именно эти круги должны были понимать пользу европейских знаний для экономического и политического успеха» .
Шангараев Р.Р.