"На татар вешают ярлык, говоря, что они с меньшей охотой шли защищать Родину..."
В свете юбилея со Дня Победы в Великой Отечественной войне молодые и более старшее поколение, к величайшему сожалению, забывают о вкладе мусульманского народа в годы Первой мировой войны. «Мы должны защищать наших союзников мусульман – Германию и Турцию, которые хотят освободить нас от всех врагов, предотвращающих развитие нашей культуры, и более 300 лет угнетают нас», – эти строчки можно найти в книге Искандера Гилязова «Российские солдаты-мусульмане в германском плену в годы Первой мировой войны», презентация которой прошла в исполкоме Всемирного конгресса татар.
Презентацию сопровождала характерная национальная музыка того времени.
Книгу уже назвали в народе первым в России памятником татарским военнопленным. Несмотря на тот факт, что книга написано исключительно на русском языка, презентация шла по большей части на татарском, с редкими вкраплениями русской речи. Стоит отметить, что на создание литературного памятника мусульманам, отдавшим жизнь на полях Первой мировой войны, ушло около 15 лет. Само написание книги заняло 1,5 года, однако первые материалы по выбранной теме автор отдавать в печать начал еще в 90-ых годах. Помощником при создании монографии стала Лейла Гатауллина, заведующая кафедрой татароведения и тюркологии КФУ. Самого же автора называют «первым татарстанским историком, проложивший дорогу в немецкий архив».
Если говорить непосредственно о самом наполнении издания, то в книге автор подвергает анализу попытки кайзеровской Германии использовать религиозный фактор в военном противостоянии странам Антанты. Что удивительно для нас сейчас, так это тот факт, что немецкие политики, военные и дипломаты представляли Германию как дружественную исламскому миру страну и разработали стратегию «революционизации» мусульман для противопоставления их России, Англии и Франции. Значительная часть военнопленных солдат-мусульман российской армии была собрана в «особых» пропагандистских лагерях, среди них активно проводилась пропагандистская работа с целью привлечения на сторону Германии и Османской империи. На основе имеющихся источников на немецком языке авторы пытаются проследить судьбу военнопленных российских мусульман, сыгравших немаловажную роль в годы Первой мировой.
Презентация книги собрала в стенах Всемирного конгресса татар много неравнодушных лиц, среди которых и государственные деятели, и журналисты, и историки, и, что приятно, можно было увидеть и молодых людей. В обсуждении монографии активное участие принимали и простые читатели, вставляя свои реплики и задавая интересующие их вопросы.
– Нахождение татар в плену создало новые формы самоорганизации татар — это и клубы, и художественные коллективы, и библиотеки, но плен не закончился с окончанием Первой Мировой. Сейчас не только в архивы КГБ не пускают, сейчас не пускают и в Государственные архивы, очевидно, чтобы не искажали историю.
Автор книги подтвердил, отметив, что, пожалуй, единственный архив, где можно фотографировать документы, – архив министерства иностранных дел Германии. Именно поэтому в предисловии значительное место занимают слова благодарности немецким фондам.
Шла речь и о том, что памятники военнопленным россиянам-мусульманам находятся лишь в Германии – в городах Церенсдорф и Пуххайм, однако они безымянны. Как отметил Искандер Гилязов, российские путешественники в прошлом веке зачастую на этих памятниках выцарапывали какие-то слова, фразы, оскверняющие святую память.
Если же говорить об отношении к мусульманам военнопленным, то им жилось гораздо легче, чем их союзникам. Так, например, их размещали в деревянных бараках и палатках, во время Рамазан-байрама и Курбан-байрама выделялись средства на покупку для раздачи мусульманам чая, сахара, сигарет, а также животных для проведения ритуала жертвоприношения.
Лилия Габдрафикова, доктор наук, отметила уникальность представленной книги, напомнив, что в прошлом году была проведена конференция «Татарский народ и народы Поволжья в годы Первой мировой войны».
– В ходе бесед мы столкнулись с проблемой, что исследований на эту тему практически нет. И вот эта книга, о которой мы сегодня говорим с вами, помогает нам сделать большой шаг вперед. Из-за отсутствия исторических сведений, грамотных исследований о роли татар в Первой мировой, в региональных источниках появляется своего рода разнообразные спекуляции на мусульманскую тематику. Когда изучают общественное положение в годы войны, на татар вешают ярлык, говоря что они менее патриотичные и с меньшей охотой шли на войну, защищать Родину, так как в качестве халифа ближе воспринимали турецкого султана, нежели российского императора. И вот эта книга доказывает обратное, показывая правду, что татары оставались преданными своей родине. Таким образом, мы видим, что национальный фактор все-таки превалировал нам религиозным.
Лейтмотивом по всей книге звучит авторское неприятие войны как способа разрешения любых конфликтов.
– Люди должны жить мирно, должны из любых ситуаций выходить нормальными цивилизованными методами, а не воевать. И люди должны понимать, что война — это кровь, это огромная трагедия для солдат, для страны, для родных. Именно поэтому я взялся за эту тему, чтобы показать, что пленные, даже те, кто находился в таких специальных пропагандистских лагерях, они все равно были пленными, они потеряли свою родину, они тосковали по ней, воспринимали войну как страшную трагедию своей жизни.
Искандер Гиллязов отметил, что в скором времени приступит к написанию книги о роли татар в Австро-Венгерской войне.
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!