• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Масонские ложи и тайные общества: как муллы доказывали свою непричастность к ним?

Время чтения: 3 мин
952

Революционные события начала XX века, потрясшие самодержавные устои Российской империи, активное участие мусульман в работе Государственной Думы, усиление оппозиции правительству и другие обстоятельства повлияли на ужесточение процедуры избрания мулл.

В Казанской губернии, начиная с 1907 года, муллы при утверждении на должность обязаны были давать подписку об ознакомлении с циркуляром от 14 сентября 1906 года и заявлять о своей непричастности к «масонским ложам и тайным обществам». Таким образом, для духовных руководителей мусульманской общины был установлен еще один ценз.

В 1911 году на основании циркуляра Департамента иностранных исповеданий местные органы власти до утверждения кандидата должны были проверить его политическую благонадежность, удостоверившись в его непричастности к «мусульманскому движению», для чего следовало выяснить, в каких учебных заведениях он получил образование.

Особое внимание уделялось мусульманам, окончившим Галеевское медресе («Мухаммадия») в Казани, медресе «Хусаиния» в Оренбурге и медресе «Галия» в Уфе, являвшихся образовательными центрами джадидистского движения.

Споры и сомнения в благонадежности: как назначали мулл в Российской империи

В этих учебных заведениях, созданных как новометодные, преподавался широкий круг светских предметов. Только при условии «политической благонадежности и непричастности к религиозной агитации» их выпускники могли стать муллами. Те же, кто получил богословское образование за границей (в Турции и Египте) и не имел русского подданства, лишались права на занятие должности приходского муллы. С помощью таких мер правительство рассчитывало прекратить распространение идеологии панисламизма и пантюркизма среди мусульманского населения империи.

Архивные материалы фонда Казанского губернского правления показывают интересные факты выбора кандидатов на должности хатыбов и имамов.

Подавляющее большинство избранников были потомственными муллами. Умирал старый мулла, муэдзин, и на их место избирался сын или брат (последнее случалось реже).

Например, в 1-й соборной мечети г. Казани (ныне мечеть Марджани) после смерти в 1889 году известного богослова, имама Шигабутдина Марджани (1818–1889) муллою был избран его сын Мухаммадбурганутдин (Бурханутдин) (1856–1916).

Примеров того, как передавалась по наследству должность, огромное количество. Причин тому было множество. Например, часто мулла, уходя в отставку, просил верующих выбрать в имамы своего сына, а Губернское правление – утвердить его в должности.

Как муллы помогали бороться с эпидемиями холеры, оспы и чумы?

Например, мулла 1-й соборной мечети д. Красный Остров Айнетдин Нижметдинов писал в прошении от 24 января 1898 года, что по старости и слабости здоровья он не может исполнять обязанности и потому место муллы передает «своему родному сыну...». А в приговоре верующих от 2 июля 1897 года было записано: «Мы выслушали заявление муллы, который определил вместо себя своего сына, и его мы избрали в муллы».

Муэдзин Азимовской соборной мечети (№4) г. Казани Сулейман Сабитов написал в прошении от 9 июля 1893 года: «…по старости и слабому здоровью отказываюсь от должности в пользу своего сына Мухамматгалея Сабитова». Возможно, учитывая многолетний добросовестный труд и внимание к исполнению религиозных нужд и надеясь на продолжение лучших традиций, прихожане нередко выбирали вместо престарелого муллы его сына, как, например, это произошло в 1914 году в д. Ново Ибрайкино Чистопольского уезда. В связи с преклонном возрастом муллы Хуснуллы Мифтахутдинова приговором прихожан вместе него был избран его сын Нургалей Хуснуллович Батыршин.

Нередко о передаче своего места сыну старый мулла заботился заранее, спрашивая согласие у прихожан согласие на его избрание вместо себя или помощником, т.е. во вторые муллы. К этому времени мулла отец был уже пожилым человеком и с трудом справлялся с обязанностями «своевременно и исправно», о чем говорилось в приговорах верующих.

Например, известный религиозный деятель, историк, имам мечети №9 г. Казани Хусаин Амирханов (1814–1893) в ноябре 1888 года «по причине старости лет» просил прихожан «освободить его от обязанностей и определить на его место сына казанского мещанина Мухамет-Назип Хусаиновича Амирханова».

Амишев Р.И.

Социальные комментарии Cackle