• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ахуны, мухтасибы и кадии: как муллы продвигались по карьерной лестнице?

Время чтения: 4 мин
1579

Звание ахуна, т.е. высшего духовенства, мулла мог получить в награду «за примерное поведение», «за долголетнюю службу», «за успешную религиозную работу», «за усердие в исполнении возлагаемых поручений» за активное участие в судах, «за реализацию государственных программ» и благотворительную деятельность. Это почётное звание предоставлялось Духовным собранием или Министерством внутренних дел через утверждение Губернского правления.

Порядок назначения был следующим: например, Уездное полицейское управление отправляло на муллу, по его мнению достойного присвоения звания ахуна, письмо в Губернское правление с просьбой утвердить его кандидатуру на присвоение этого почетного звания. Правление рассматривало обращение, запрашивало согласие у ОМДС, затем принимало решение на новое утверждение и выдавало Полицейскому управлению специальный указ на выдачу нового свидетельства ахуна.

Мулла получал в Полицейском управлении новое свидетельство, а старое оставляли в архиве. Сведения о новом ахуне отправлялись в ОМДС.

В конце XIX века в Казани с получением звания ахуна дело обстояло следующим образом: в апреле 1889 года, после смерти ахуна Казани Шигабутдина Марджани, муфтий Духовного собрания Мухамедьяр Султанов обратился казанскому губернатору с просьбой организовать «муллам Казани выборы из их среды одного или двух ахунов».

Было решено избрать двух ахунов, и 22 мая состоялись выборы, с участием 17 мулл, в результате голосования наибольшее число получили муллы Соборной мечети №5 Мухамметюсуп Абдулсаттарович Сагитов и Галимжан Мухаметзянович Галлеев.

Несмотря на это, Губернское правление приняло решение присвоить звание ахуна имаму Соборной мечети №10 Абдулкаюму Абдульбадыкову и имаму Юнусовской мечети №7 Хаджиахмету Музаффарову по причине их большой благонадежности к власти.

Увольнение по собственному желанию: почему муллы не хотели работать на своей должности?

Однако Абдулькаюм хазрат отказался от звания ахуна, сославшись на слабое здоровье, вместо него был утвержден имам Соборной мечети №5 Мухамметюсуп Абдулсаттарович Сагитов, о чем он и Хаджиахмет Музаффаров получили свидетельства на звание ахуна в Казанском городовом полицейском управлении. Сведения о присвоении ахунов были отправлены в ОМДС.

Как видим, получить почетное звание ахуна, было непросто, все зависело от решения религиозных и светских властей. В конце XIX – начале ХХ веков наравне со званием ахуна, существовало еще одно почетное звание – мухтасиб. Власти присваивали его заслуженным имамам в награду за службу и в качестве поощрения их успешной деятельности в дальнейшем. Присвоение звания ахуна или мухтасиба находилось полностью в компетенции властей.

Высшей карьерной ступенью, на которую мог подняться мулла была должность кадия – заседателя ОМДС. До 1889 года кадии избирались представителями мусульманского духовенства Казанской губернии по следующей схеме: в каждом уезде Казанской губернии, где проживало мусульманское население, духовные лица выбирали на собрании двух мулл делегатами на общегубернский съезд в Казани, где путем тайного голосования из числа делегатов избирались трое кандидатов (обычно это были ахуны или мухтасибы).

Масонские ложи и тайные общества: как муллы доказывали свою непричастность к ним?

К выполнению своих обязанностей избранные кандидаты приступали только в случае освобождения места заседателя в ОМДС, по причине болезни, окончания срока или смерти существующих заседателей.

Заседатель получивший большинство голосов, объявлялся старшим; он получал право замещать главу Духовного собрания во время его отсутствия, болезни или впредь до назначения нового муфтия.

С декабря 1889 года, после изменения властями статьи 1237 Устава Департамента духовных дел и иностранных исповеданий, кадиев по рекомендации муфтия стал назначать министр внутренних дел. Срок службы также составлял 3 года, однако, часто он продлевался по несколько раз.

Ежегодно из состава религиозного учреждения выбивал кадий, и на его место прибывал другой. Главными требованиями к кадиям были религиозная компетентность, лояльность к властям и знание русского языка в объеме курса городского училища.

Со дня основания ОМДС более ста лет имамы «из казанских татар» составляли его основной костяк, формируя корпус кадиев (шариатских судей). Кадии являлись представителями высшего мусульманского духовенства и имели непосредственное влияние на работу ОМДС.

Многие муллы по мере сил стремились достичь этой должности, так как это позволяло им добиться славы и авторитета в масштабах страны и давало возможность значительного материального обогащения, как государственного служащего за счет казны.

Амишев Р.И. 

Социальные комментарии Cackle