Сахаба, передавший 270 хадисов Пророка Аллаха (ﷺ)
«Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») - так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также примеры нравственного величия двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана в типографии «Маариф» в Казани в 1918 году.
Islam-Today предлагает вниманию читателей главы из этой книги.
Известно, что в каждой стране наряду с достойными людьми можно встретить завистников, лжецов, а также злоумышленников. Так и в Куфе у Саада ибн Абу Ваккаса (радыйАллаху ганху) нашлись завистники, которые осмелились донести до халифа хазрати Омара о том, что, будто бы Саад небрежен в совершении намазов и имеет множество недостатков. Хазрати Омар, как правило, тщательно инспектировал всех своих наместников, и в связи с этой жалобой направил в Куфу специальную миссию. Жители города повсеместно рассказывали о достоинствах и благодеяниях хазрати Саада, и выражали удовлетворение его правлением в качестве вали. И только один человек по имени Абу Сагид выдвинул три совершенно надуманных обвинения, что якобы «Саад отстранился от войск, при разделе военных трофеев не справедлив, нарушает установленные нормы при решении судебных тяжб». Узнав об этом, хазрати Саад был весьма раздосадован и в сердцах взмолился: «О, Боже! Утверждения эти лживы и произносятся ради того, чтобы обрести печальную славу, а потому дай ему долгую и беспокойную и полную тревог жизнь!» Действительно, впоследствии этот человек дожил до глубокой старости и кончил свои дни в нищете и тревоге. Это говорило о том, что ду’а хазрати Сада была услышана Всевышним, и об этом он рассказывал окружающим (передал Фатих Аль Бадан). После этой истории, хотя хазрати Омар хотя и принял решение и дальше оставить его своим наместником в Куфе, хазрати Саад отказался. После кончины хазрати Омара Высшая Шура сахабов вынесла решение о том, что «Было бы прекрасно, если хазрати Саад станет халифом, а в том случае, когда он не согласится на это, то человек в должности халифа пусть воспользуется его опытом, и это убережет его от неправедных решений и даже измены».
В период правления хазрати Османа Саад ибн Абу Ваккас (радыйАллаху ганху) был наместником ряда территорий и трудился не покладая рук. После смерти хазрати Османа он удалился от дел, посвятив всю оставшуюся жизнь молитвам и богослужению. Он не принимал во внимание различные кривотолки, которые ходили в обществе. Он также не принял предложение стать халифом.
Хазрати Саад ибн Абу Ваккас был невысокого роста. У него была крупная голова и острый взгляд. Он был весьма сведущ в вопросах государственного и военного управления, любил порядок во всем, тщательно изучал состояние дел и четко исполнял все поручения, которые ему давал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) был исключительно верным человеком и пользовался всеобщим уважением. В связи с этим хазрати Омар как-то заметил: «Если Саад ибн Абу Ваккас передал какой-нибудь хадис, то нет необходимости уточнять его у посторонних людей».
Хазрати Саад любил рассказывать хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), однако опасаясь распространения недостоверных сведений о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и будучи одним из последних сахабов, он передал всего 270 хадисов.
В последние годы жизни хазрати Саад приобрел земельный надел близ Медины в слободе под названием Гакике и построил там добротный дом, окружил его плодовым садом и ягодниками. Уходу за насаждениями он посвящал много времени. Он накопил хорошее состояние, и вручил пять тысяч дирхемов в счет закята тогдашнему наместнику Медины Марвану ибн Хакиму. После смерти хазрати Сада осталось наследства ву 250 тысяч дирхемов.
Он скончался в Гакике на 55 год после хиджры в возрасте 83 лет. Дженазу провели в Медине, куда предварительно доставили тело покойного. Это были похороны одного из последних представителей Высшей Шуры сахабов и мухаджиров. Согласно завещанию, тело его было обернуто в поношенную шерстяную джуббу, в которой он в свое время воевал против идолопоклонников в сражении при Бадре и сохранил ее с тех пор именно для этого.
Вспоминаются некоторые его изречения: «Кто не отличается добрым нравом и чистой душой, тому не достичь высших человеческих достоинств»; «Человек с открытым сердцем и чистой душой обычно прилежно исполняет свою работу и считается с правами своих близких»; «Богатство достижимо, если довольствуешься тем, что имеешь. А человек, лишенный чувства довольствия, никогда не станет ощущать себя богачом, даже если накопит несметные богатства».
Однажды у него расстроились отношения с Халидом ибн Валидом, воспользовавшись этим, некто явился к Сааду ибн Ваккасу и стал нашептывать неприятности о Халиде, тогда Саад возмутился и остановил этого человека словами: «То, что произошло между нами - это не повод для распространения сплетен!» Тем самым хазрати Саад (радыйАллаху ганху) еще раз подтвердил народное мнение о своей честности и порядочности и не оставил места самым низменным порокам, которые уничтожают любовь, милосердие и теплые отношения между людьми.
С книгой «Асхабе Карам» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com
Islam-today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.