• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ш. Марджани о времени наступления поста

Время чтения: 3 мин
3404

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Составители сборника включили в него отрывки из трудов богослова по злободневным вопросам Ислама, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Один из очерков посвящен Благословенному Рамадану. В связи с наступающим Месяцем мы посчитали уместным обратиться к этой теме.

Islam-today предлагает читателям некоторые главы из этой книги

Аллах Та’аля, установил начало уразы и выход из нее вне зависимости от того виден ли молодой месяц или его нельзя увидеть на небосводе и тем самым определить начало месяца. Прежде всего, Всевышний указал более легкий путь. Ибо для большинства людей исчисление начала месяца затруднительное дело. Благородство Шариата в том, что его каноны доступны восприятию простых людей и все мусульмане без лишних хлопот сверяют с ними свои деяния. В большинстве хадисов обозначено, что продолжительность календарного месяца составляет 29 дней. В хадисе сказано «Продолжительность месяца составляет столько-то дней…» и тем самым подтверждается, что количество дней одного месяца колеблется от двадцати девяти до тридцати дней. В некоторых хадисах отмечается, что такой-то календарный месяц продолжается двадцать девять дней. Некоторые месяцы действительно не превышают двадцати девяти дней, а вот после учета оставшихся дней, мы вынуждены признать, что некоторые месяцы составляют тридцать, а некоторые двадцать девять дней. Имеется даже хадис, в котором объясняется эта метаморфоза.

Обнаружение на ясном небосводе молодого месяца в начале календарных Рамадана и Шавваля облегчает простым смертным их задачу по определению начала уразы, но это может войти в противоречие с  тем, как велся повседневный счет. Однако противоречие не ставит целью заключить, что счет этот является ложным. Аллах Та’аля сказал, что «Цикличность в фазах луны ниспослана для того, чтобы можно было вести летоисчисление и определять дату», однако это не предполагает ставить под сомнение учет дней. Слова Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о том, что: «Наша умма, в действительности, невежественна, она не умеет писать и считать» необходимо понимать не как отрицание счета и письма. А возможно они равносильны аяту Аллаха Та’аля о том, что «Тебе до сей поры не приходилось ни читать книг, ни, взяв в правую руку перо, писать, а потому многие из тех, кто ставит под сомнение твое пророчество недоумевают об этом». Все это свидетельствует лишь о том, что вся просвещенность Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) имеет сверхъестественную суть и, безусловно, является откровением свыше».

Мы привели здесь доказательства для убедительности наших доводов и резюмируя, подведем итог: «Отсчитав с первого дня прошлогоднего Шаабана триста пятьдесят четыре дня, на пятьдесят пятый день наступает первый Шаабан этого года. И на двадцать девятый день (в ночь на тридцатое) после появления на небосводе месяца, тридцатый день считается первым днем месяца Рамадан, а в том случае, если молодой месяц не виден, тридцатый день, возможно, оставит места возникновению сомнения.

Естественно, что от перемены места будет зависеть и точка нахождения на небе молодого месяца. Разногласия, которые могут возникнуть в вопросе определения даты в близлежащих населенных пунктах, по единому мнению улемов в расчет не принимаются. Иными словами, если в одном из них увидели молодой месяц, то и в ближайшем городке  он тоже отчетливо виден. Нет особых разногласий среди ученых-ханафитов, в фетвах, которые объявляются крупными факихами, по поводу появления молодого месяца в отдаленных населенных пунктах. Аль-Хальвани, которого еще называли «солнцем всех имамов» как-то выразился: «Если молодой месяц появится на западе небосвода, то на востоке уже должно вступать в уразу». Ибн Хумамв своей книге «Фатхуль-кадир» писал: «Если в небе над Египтом взошел молодой месяц, то все люди, населяющие округу, должны соблюдать уразу. Все кто состоит в нашем мазхабе, и проживает на востоке должны вступить в уразу, когда наши единоверцы на западе видят вновь народившийся месяц».

С книгой «Марджани» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle