• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Резкая отповедь Марджани по поводу фальсификации Хисамутдина Муслими и его «Таварихе Булгария»

Время чтения: 4 мин
4635

 

В одной из наших недавних публикаций речь шла о книге «Таварихе Булгария» Хисамутдина Муслими. Мы познакомили читателей с оценкой  сочинения Ризаэтдина хазрата Фахрутдина, который упоминул в своем комментарии об отношении к этому нашумевшему произведению выдающегося ученого-богослова Шигабутдина Марджани. Действительно, в своем капитальном труде “Мустафадель-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар” (“Достоверные сведения о событиях, произошедших в Казани и Булгаре”) Шигабутдин хазрат посвятил этому вопросу целую главу, в которой довольно таки обстоятельно и убедительно, пункт за пунктом опроверг постулаты   Хисамутдина Муслими. Впрочем, обратимся к тексту книги Ш.Марджани.

    Глава, поясняющая о том, какие грубые ошибки и  явные искажения допущены в так называемой книге «Таварихе Булгария»

Согласно заявлению автора книги, он родом из Казанского края, из деревни Ташбильге, что находится близ Чистопольской крепости. Сам он из рода почитаемого в народе старца Муслима. А имя ему Хисамутдин ибн Шарафутдин аль-Муслими. Жил он тысячу лет назад по хиджре (1592). По его словам, сию книгу он начал писать после того, как завершил курс обучения в 958 (1550) году у жившего  несколько веков назад крупного ученого Тафтазани, и закончил свое произведение в 992 (1584) году, то есть через 34 года. Ай-яй, как долго тщательно и скрупулезно он занимался исследованиями! Заметим, что широкое распространение в народной среде получили несколько подобных книг о событиях в Булгаре и Казани, авторами которых являются некоторые татарские и башкирские муллы. Все эти книжки представляют из себя несусветную ложь и искаженное описание событий прошлого. Книга «Таварихе Булгария», о которой здесь идет речь, -одна из них. Каждое ее предложение основано на неприкрытой лжи, содержание ее изобилует искажениями действительности и небылицами. В народной среде, среди читателей и среди некоторых представителей высшего общества бытует мнение, что о правоверных следует думать только положительно. По этому поводу имеется также народная мудрость. Однако одно дело иметь доброе мнение, но иногда обстоятельства складываются так, что приходится воздерживаться от него. «Инна багзес-занни исмен» («Некоторые мысли могут быть вредны, греховны»).

Ваш покорный слуга осмелился взяться за разоблачение некоторых ошибок, допущенных автором в данной книге. Я также желал бы предостеречь читателей от лжи и некоторых вещей, которые не достойны внимания. В той мере, насколько позволит тому время, мы попытаемся внести ясность в текст этого сочинения.

Хисамутдин аль-Муслими пишет, что якобы «Нух ибн Марьям является одним из великих мужтахидов (ученый-богослов, который обладает правом выносить хукумы по религиозным книгам), будто бы он является автором нескольких популярных богословских произведений, и что он похоронен в городе Булгар. В действительности Нух ибн Абу Марьям  Нух ибн Язид ибн Джагунатель-Марвази является сподвижником и шакирдом идущего истинным путем великого имама Абу Ханифы. Его еще величают Абуль-Гисматом. Он исполнял должность кадия в городах Мары и Шахиджихан в период правления халифа аль-Мансура. Его отца называли «Абу Марьям», поэтому данное имя перешло и на его сына. Он скончался  в 173 (789) году в период правления халифа Гарун ар-Рашида. Утверждение о том, что он является автором указанных популярных богословских книг, не имеет под собой каких-либо оснований. Одну из них написал Галяэтдин аль-Ханаи Хисамутдин аль-Кусаж, живший в IX(XV) веке. По этому вопросу некоторые лица заявляют, что автором сочинения является Галяэтдин Абель-Хасан Гали ибн Халиль ат-Траблиси, другие настаивают, что эта книга создана Галяэтдином аль-Асвадом. Второе сочинение также плод творчества другого автора, жившего позднее. Нух ибн Абу Марьям является автором четырех книг.

Муслими пишет, что «Гайса ибн Абан захоронен в городе Булгар». Известно, что он является шакирдом Садакат имама Мухаммада. Он прославился тем, что в Багдаде участвовал в дискуссии с имамом Шафиги по вопросу «Кто больше повинен, лица мужского или женского пола, в том, что  множество браков недолговечны?» Скончался в 221 (835) году в период правления халифа Мугтасима.

В книге утверждается, что автором «Хизана» является Ахмад ибн Мухаммад ибн Абу Бакр, и что похоронен он в городе Булгар. В то время как книгу написал не табгу табигин (сподвижник того, кто следует истинным путем), а ее автором является писатель, живший в VII (XIII) веке. Этот писатель является создателем сборника фетв по Исламскому праву мазхаба Абу Ханифы «Мажмагиль-фатава» и кратко озаглавил ее «Хизана». В данной книге имеется множество  заимствований из книги фетв Садыра Шахида.

Хисаметдин Муслими заявляет, что «Могилы Габдуррахима аль-Джами и Мавлеви Габдулхакима находятся в городе Булгар, и что скончались они якобы по возвращению из хаджа». Это утверждение ложно. Наш устад Габдуррахман ибн Ахмад ибн Мухаммад аль-Исбахани ад-Дашти известен под именем «аль-Джами». Он скончался в 898 (1492) году 18 мухаррама в пятницу в Хорасане в городе Хират и был погребен на месте, где совершал намаз. Родился он в 827 (1423) году 21 шаабана в городе Джамжард, и именно поэтому его звали «Джами». Он является автором целого ряда популярных книг, распространенных в мусульманской умме».

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle