Притеснение ученых Ислама при халифате. Часть 3
Утверждения, что при исламском халифате не было притеснений ученых, говорят о незнании истории либо о сознательном умалчивании фактов для идеализации прошлого. В действительности же тех, кто выбирал основным принципом своей жизни распространение знаний и приверженность истине, испытания поджидали при любом правителе и в любом государстве. У истинных ученых, наследников пророков во все времена найдутся завистники, недоброжелатели и откровенные враги. Я уже приводил примеры того, каким гонениям и репрессиям были подвержены основатели четырех мазхабов – имам Азам Абу Ханифа, имам Шафии, имам Малик и имам Ахмада бин Ханбаль. Эти ученые жили во времена правления аббасидов и омеййадов, но вероисповедание правителей и даже форма правления на основе Шариата не спасла великих имамов от преследований за убеждения, за вынесение независимых шариатских решений и отказ быть идеологическим рупором для прикрытия деспотизма правителей.
Следующие поколения мусульманских ученых также сполна вкусили преследования со стороны правителей. Не избежал притеснений и великий имам ханафитского мазхаба Мухаммад ас-Сарахси, автор знаменитого и крупнейшего труда по мазхабу – «аль-Мабсут». Про «аль-Мабсут» знают многие, но о том, в каких условиях имам писал данный труд ведомо далеко не каждому.
Те, кто посадил имама Сарахси в глубокую яму, не могли понять, как в такое время можно проделать такую большую работу. Не могли понять, так как Имаму Сарахси запретили иметь бумагу, чернила, книги. Они думали, что великий ученый утонет во тьме той ямы. Но не зря среди ученых его называеют «Шамсу аль-Аимма», что значит «Солнце имамов». В той тюрьме не было условий для написания книги, но для просвещенного интеллектуала комфортные условия не столь важны. Ученики не оставили своего учителя одного в тюрьме крепости Озканд. Учитель давал уроки своим ученикам находясь в яме, а ученики стояли сверху. Когда Имам Сарахси писал книгу аль-Мабсут, которая состоит из тридцати томов, он не обращался ни к одной книге, т.к. ему было запрещено читать их. Имам Сарахси писал книгу в течении пятнадцати лет только по памяти. В 1087 году его отпустили, а через три года он умер. Тогда ему был 81 год, а это значит, что когда его посадили в темницу, ему было 64 года. Несмотря на свой возраст, он был вынужден провести пятнадцать лет своей жизни в зиндане. Так за что же?
Это было тяжелое время, все новые и новые испытания сыпались на мусульман. Крестовые походы сотрясали земли правоверных, шли междуусобные войны в Караханидском каганате. В то время правители этого государства постоянно оказывали давление на своих ученых, а некоторых бросали в тюрьмы. День ото дня росли налоги, которые тяжким бременем ложились на плечи народа, люди постоянно страдали от давления государства. Имам Сарахси выступил против тирании государства, он критиковал некоторые перегибы государственной политики. Но кто он такой, чтобы критиковать государство?! Как всегда, появились фанатичные шептуны, близкие к власти, и доложили обо всем правителю Хакану Амир Хасану. Нашли и состав преступления: якобы имам призывал к восстанию. Правители, насмотря на почтенный возраст и заслуги ас-Сарахси на пути знаний, начали преследовать имама.
Книги, которые он оставил после себя, если положить их стопкой, выстроятся выше человеческого роста. Он прожил благородную жизнь и никогда не жаловался. Даже в самые трудные моменты жизни он, вместе с учениками не оставлял служение религии. Имаму ас-Сарахси принадлежат следующие слова: «Бедный раб Аллаха, который из-за провокаций безмозглых еретиков, беспокоящихся только о себе и имеющих плохие намерения, был вынужден покинуть свою Родину и по приказу правителя отсидеть в тюрьме. Да покарает их всех Аллах и сделает их назиданием для остальных!» Что мы можем сказать? Пусть сделает их назиданием!
Ахмад Сирхинди (имам Раббани)
Имам Раббани был не только ученым, он также был вали (праведником), внесшим значительный вклад в развитие тасаввуфа. Неспроста его называли «Муджаддид альфи ас-сани», что значит – «Обновитель второго тысячелетия». Он наставлял людей на путь истинный и выступал против суеверий.
К сожалению, и этот ученый не смог избежать преследований и зинданов. Повод, за который его заключили в тюрьму, заставляет задуматься. Поводом назвали один раздел о «сайр ас-сулюк» (духовном путешествии) в одном из его писем к своему шейху Баки Билляху. В результате правитель Индии Джихангир арестовал его. Из истории известно, что данное письмо было написано в 1012 году, а арестовали имама в 1028 году, т.е. через шестнадцать лет! Примечателен тот факт, что сам Джихангир в молодости брал у имама уроки. Джихангир даже называл имама Раббани «Падишахом ислама». Что же должно было произойти, чтобы этого имама арестовали?
После того, как имам сумел дать ответы Джихангиру на допросах, его отпустили. Но тут появились фанатики-шептуны, провокаторы, которые придумали новую причину. Они утверждали, что имам не сделал земной поклон приветствия правителю, а также что у него есть много последователей среди военных и чиновников. А это значит, что в будущем, он вместе со своими многочисленными муридами якобы может поднять мятеж и даже захватить власть.
В действительности же имам Раббани с одной стороны выступал против попыток отца Джихангира, Шаха Акбара, объединить несколько религий. С другой стороны, он занимался воспитанием самого Джихангира и возлагал на него много надежд. Если все так и было, то откуда взялись люди, которые влезли между Джихангиром и его учителем и начали сеять смуту?
Продолжение следует
Ринат Габбасов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий