Принятие Ислама тюрками стало импульсом в их духовном развитии
Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган (1890-1970) в свое время исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.
Islam-today предлагает вниманию читателей отрывки из указанной книги.
В период правления тукуз-огузских ханов на территории нынешнего города Туркестан (в древности именовался как Яса) проживал святой по имени Ахмад Ясави (его также величали Баба Туклас) он скончался в 1166 году по милади. Его перу принадлежит книга «Диван хикмат». Его шакирд Сулейман Бакыргани (или в народе Хаким Ата) проживал севернее Хивинского ханства в местности Бакырган. Он создал книгу, которая так и называется – «Бакырган». Тюркские святые и поэты глубоко почитались ханами тукуз-огузов. Литературные памятники булгар и хазар не сохранились, а вот из образцов литературы кипчаков до наших дней дошли несколько небольших произведений, молитвенников и словарь. Использовали ли на письме кипчаки уйгурское письмо доподлинно неизвестно, но знаменитый путешественник тринадцатого века Рубруквис утверждает: «В основе кипчакского языке лежит уйгурский». И все же можно с уверенностью говорить, что между найденными в последнее время духовными книгами уйгур, исповедовавших буддизм, и текстом знаменитой «Кудатку белек» особого различия нет, потому как тюрки использовали единый литературный язык.
Культура, просвещение и литература уйгуров, тукуз-огузов и булгар, формировавшаяся под влиянием арабов-мусульман и развившаяся более под влиянием иранской и китайской культуры отличалась от огузской. Тюрки-огузы не проживали в городах. С принятием Ислама тюрки начали интенсивно возводить города и насыпать курганы. Тюрки в период правления огузов оставались приверженцами своих старинных языческих верований, а уйгуры и булгары, восприняв Ислам, стали быстро развиваться. Определенный импульс их развитию придали научные открытия арабов, а также китайская и арабская культура, которые значительно расширили их горизонты восприятия мира. Они перестали рассуждать о том, что нет на свете более продвинутых народов кроме нас или, дескать, все народы – варвары, а мы – верх совершенства. В их литературе появились мотивы величественного религиозного миросозерцания, разнообразия жизненного уклада различных народов, широта восприятия мира и действительности. Таким образом, тюрки в более поздний период своей истории в отличие от древних гуннов и огузов значительно прогрессировали и развились.
Тюрки до появления на исторической арене Чингисхана. Тюркские народы - уйгуры, огузы, булгары, принявшие Ислам, совершили серьезный скачок в своем духовном и культурном развитии, однако были и такие племена, которые в силу отдаленности от центров мусульманства и замкнутости не приняли Ислам. Или даже приняв новую религию, они не успели во всей полноте изучить его основы, а потому эти племена продолжали строить свою жизнь по старинке. Причем таких отсталых и погрязших в невежестве племен было много. И эти последние не давали покоя, вставшим на путь истины, они совершали постоянные набеги и причиняли им беспокойства. Тюркские племена в дочингисову эпоху не меняли мест своего обитания. Огузские племена, обитавшие на западе Туркестана и основавшие там свое государство, назывались «тукуз-огузами» и «туркменами». А часть этих племен в качестве войска переселились в Аравию и Иран. Именно они положили начало сельджукам и османам. Оставшиеся на своих исконных землях восточные огузы смешались с иными племенами. Известны племена миркитов, туба (уранхай), кыргызов, каныков, карлуков.
Племя басмулов именовалось «аргын». Кроме прочего было еще несколько новых племен, том числе племя «найманов». Найманы поначалу были немногочисленным племенем, селившимся близ Байкала. Затем они, объединившись с восточно-огузскими и иными племенами, превратились в мощное образование, которое основало ханство в пределах междуречья от Орхона до Иртыша. Найманы превратились в самое сильное и могущественное племя, которое неизменно воевало и подчинило себе соседние племена. В 1125 году карахытаи, обитавшие во внутреннем Китае, совершили набег на тюркские племена и разгромили уйгуров и тукуз-огузов. Тюркские племена найманов вновь нанесли удар по тукуз-огузам. Тюркский мир сильно страдал от постоянных войн и набегов кочевников на племена, ведущие оседлый образ жизни, а потому тюрки видели единственный выход из создавшегося положения – выборы единого кагана и на этой волне появился такой человек – им стал Чингис хан.
Islam-Today