Правда ли, что главой духовенства в Казанском ханстве являлся человек из рода пророка Мухаммада ﷺ?
Казанское ханство, с одной стороны, возникло в регионе, где уже с X в. исповедовался ислам ханафитского толка (мазхаба), а с другой – его государственная практика продолжала традиции Улуса Джучи. Поэтому с момента своего становления ислам был не только государственной религией, но и единственным вероучением, широко распространенным среди населения страны.
То, что у этого государства мусульманский характер, ясно сознавали не только сами правители Казанского ханства, но и, судя по отрывкам татарских летописей, литературе и элементам государственной идеологии, ближние (Московия) и дальние (Европа) соседи.
Кроме многочисленных свидетельств летописей и русской публицистики периода существования Казанского ханства, которые не оставляют сомнений в том, что русские рассматривали население Казани в качестве мусульман, есть и вполне официальное указание: среди дипломатических документов Царского архива хранился также «куран татарский, на чом приводят татар к щерти».
Падение Казанского ханского глазами европейцев того времени
На территории бывшего Казанского ханства выявлено 81 кладбище с каменными надгробиями или отдельными памятниками и по меньшей мере 13 могильников , а также ряд кладбищ, известных по фольклорным сведениям, которые маркируют основную часть территории ханства.
Следует особо подчеркнуть, что все эти кладбища мусульманские, и на территории основной части Казанского ханства в пределах Заказанья, Предволжья, Нижнего Предкамья, а также Западного и Центрального Закамья не обнаружено ни одного языческого захоронения.
Все погребения здесь являются мусульманскими. Здесь же расположено огромное количество святых мест и мест поклонения мусульманским святым. Реестр всех этих объектов пока еще не создан, но, если судить даже по сведениям XVIII – начала XIX в., их должно быть довольно много.
Из источников известно, что в Казанском ханстве существовало разветвленное и многочисленное сословие мусульманского духовенства. Главой духовенства Казанского ханства являлся сеид – человек из рода Мухаммада ﷺ от его дочери Фатимы и халифа Али. Сеида Казани современники выделяют особыми эпитетами. Так, С. Герберштейн называл его «верховный жрец татар», а А. Курбский – «великий бискуп (епископ)».
Очевидно, существовали мусульманские термины, аналогом которого выступали отмеченные понятия. Например, Ш. Марджани того, кто являлся старшим среди сеидов, характеризовал эпитетом «накиб ал-ашраф» (руководитель великих). Хотя источником сведений Ш. Марджани являлась татарская историческая традиция, возможно, даже устная, но сам термин определенно существовал во времена Казанского ханства. Он известен, в частности, из русского перевода грамоты 1524 г., где в числе подписавших мир с Московией указан и сеид, о котором сказано «а се величество учителей великих».
Кроме того, в грамоте казанского хана Сахиб-Гирея 1523 г. присутствует понятие «великий сейид». Имеются сведения о родственных отношениях сеидов ряда татарских ханств (Крымского, Касимовского, Астраханского и Казанского).
Суннизм и Крымское ханство: как шло распространение ислама?
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина