Правда ли, что до 922 года булгары уже были мусульманами?
Одними из первых, кто упомянал о булгарах, были знаменитый мусульманский географ X века Абу Зайд Ахмед ибн Сахл аль-Балхи (850–934) и известный путешественник Ахмад ибн Фадлан аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади (I пол. X века).
Известно, что Аль-Балхи родился в 850 году в деревне Шамистиян в окрестностях Балха (ныне город в современном Афганистане). Своё основное образование аль-Балхи получил в Багдаде. Среди его учителей был аль-Кинди и его ученики.
Аль-Балхи занимался математикой, астрономией, врачеванием, а также психологией, но в европейской науке он наиболее известен как географ. Его основным трудом считается работа «Ашкаль аль-билад» («Виды стран»). Этот труд также известен под названиями «Сувар аль-акалим» («Карты климатов») или «Таквим аль-булдан» («Разделение городов»). В ней автор оставил сообщения о булгарах, хазарах, буртасах и башджарах. Судя по работе аль-Балхи, информацию о волжских булгарах он получил от некоего мусульманского проповедника, побывавшего в тех краях.
О биографии ибн Фадлана мало что известно. Однако в отличие от аль-Балхи он лично посетил Волжскую Булгарию в 922 году в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира. Некоторые ошибочно полагают, что ибн Фадлан возглавлял посольство в Волжскую Булгарию. Но это не так. Во главе посольства халифа находился Сусан ар-Раси, а Ахмад ибн Фадлан был включен в неё в качестве писца. Но именно Ибн Фадлан после путешествия написал свой знаменитый труд «Рисаля», в котором описал всё увиденное во время путешествия и, таким образом, увековечил своё имя в истории.
Аль-Балхи в своем труде «Ашкаль аль-билад» писал, что Булгар – имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город, Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник, от которого он получил информацию, также сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10 000 человек. Дома у них деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам. Тот же проповедник рассказал аль-Балхи о долгих днях и коротких ночах летом и коротких днях и долгих ночах зимой.
Ибн Фадлан в своем «Рисаля», написанном в виде путевых заметок, несомненно, оставил самое подробное описание о булгарах. Кроме булгар, автор также сохранил уникальные описания быта и обычаев огузов, башджар и хазар.
Однако остается важный вопрос: кто первым написал о волжских булгарах? Судя по всему, это был аль-Балхи. Считается, что его труд «Ашкаль аль-билад» был написан в 920 году, то есть на 2 года раньше встречи ибн Фадлана с булгарами. Нет, сомнений в том, что ещё до приезда посольства из Багдада часть населения Волжской Булгарии придерживалась ислама. В том числе семья правителя Алмуша и его приближенные. В то время уже существовали мечети, читались азаны и совершались намазы.
Посольство ибн Фадлана носило в основном символический характер: с одной стороны Волжская Булгария признавалась частью мусульманского мира, а с другой булгарский правитель демонстрировал своё подчинение аббасидскому халифу.
Другая загадка состоит в том, что ибн Фадлан в своём путешествии не упоминает булгарских городов, однако аль-Балхи упоминает сразу два – Булгар и Сувар. Этот факт можно объяснить особенностями жизни и быта волжских булгар. На помощь к нам приходит аль-Балхи, который пишет, что летом жители страны покидают свои деревянные дома и живут в войлочных юртах.
Посольство халифа аль-Муктадира прибыло в Волжскую Булгарию 12 мая 922 года, когда местный правитель вместе со своими приближёнными уже жили в войлочных юртах в своей летней ставке. Поэтому ибн Фадлану не довелось увидеть булгарские города. Однако правитель булгар Алмуш бин Шилки (впоследствии Джагфар бин Абдуллах) в разговоре с ибн Фадланом упоминает о городе в своём государстве.
Мухсин Нурулла
Использованные источники:
1. Ramazan Şeşen. İbn Fadlan Seyahatnamesi. İstanbul, 2012.
2. W. M. Watt, “ABŪ ZAYD BALḴĪ,” Encyclopædia Iranica, I/4, pp. 399-400.
3. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / под ред. Крачковского (с пер. и комм.). М.; Л., 1939. [Нужно отметить, что автором перевода и комментариев является А.П. Ковалевский, однако из-за репрессии его имя не было включено в книгу]
4. Хвольсон Д.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах. СПб., 1869.