Почему Золотая Орда выбрала ислам?
Одновременно с Берке ислам принимают, очевидно, и его жены, часть эмиров свиты и их кланы. В странах Востока распространялись слухи, хотя и с некоторым преувеличением, о том, что войско хана татар состоит из 30 тысяч мусульман, которые строго соблюдают все предписания шариата, обязательно участвуют в пятничной молитве и не пьют вина.
В Индию до историка Джузджани дошли рассказы о том, что у Берке богатая библиотека, при дворце его постоянно находятся богословы и законоведы – толкователи Корана и сунны, при участии которых происходят частые диспуты по вопросам шариата.
Не удивительно, почему ан-Нувайри (XIV в.) писал о Берке, что «он первый из потомков Чингисхана принял религию ислам... он воздвиг маяк веры и установил обряды мусульманские, оказывал почет правоведам, приблизил их к себе... и построил в пределах своего государства мечети и школы» 1.
Другие арабские авторы, описывающие дипломатические контакты с Золотой Ордой, отмечали, что при приеме посольства ханом Берке присутствовали его старшая жена и 50 или 60 эмиров, причем «у каждого из эмиров (находящихся) при нем есть муэдзин и имам; у каждой хатуни (также) свой муэдзин и имам» 2. Кроме того, отмечалось также, что дети знати учатся в медресе, где «слушают чтение досточтимого Корана» 3.
Кем был первый хан Золотой Орды, принявший ислам?
Во всем этом нельзя не заметить определенную политическую подоплеку. Берке, принявший ислам под влиянием шейха, проповедовавшего воинствующую веру и погибшего в борьбе с монголами, демонстративно порывает с наследием Чингисхана в том виде, как его понимали в Каракоруме, провозглашает курс на политический разрыв с Монгольской империей и союз с мусульманами внутри своего улуса и странами ислама.
Принятие ислама ханом Берке, его женами и ближайшими эмирами стало фактом огромной политической значимости. Одновременно был дан ход действиям, которые прямо вели к отделению Улуса Джучи от власти великого каана: прекратилась чеканка монет с именем Мунке-каана, на них появляется тамга дома Джучи (с 1257 г.) и имя Берке (с 1259 г.) 4, а после начала междоусобной войны в Улусе великого хана между Хубилаем и Ариг-Бугой прекращается выплата налогов в Каракорум (примерно с 1260 г.) 5.
Со вступлением на престол хана Берке мусульманская аристократия и городская верхушка действительно получила доступ к государственным учреждениям, а перед мусульманским духовенством открылось широкое поле для миссионерской деятельности. После прихода к власти Берке началось активное распространение ислама в Улусе Джучи, особенно среди кыпчаков. После завоевания и слома их старой племенной структуры рассеяния их между улусами новых правителей прежние племенные культы утратили священность. В этих условиях в общественное сознание кыпчаков Восточной Европы начинает внедряется новая государственная религия – ислам.
Война с Хулагуидами ускорила процесс этой переориентации ханов Улуса Джучи. Базовыми ее причинами были укрепление власти Хулагу и отказ его от признания старшинства дома Джучи. Это происходило на фоне гибели Багдадского халифата (1258 г.) и усиления противостояния несторианина Хулагу с Мамлюкским Египтом, куда был втайне перевезен потомок последнего аббасидского халифа Муста’сима, казненного монголами. В Египте он был провозглашен халифом, став религиозным символом для стран ислама.
В условиях усилившегося противоборства с Хулагу Берке обратился к религиозному фактору как средству привлечения союзников. Послы, принятые султаном Египта с большим почетом, присягнули халифу, признав его авторитет и главенство в делах веры 6. В свою очередь важнейшим аспектом дипломатических усилий султана Египта и халифа было «подстрекательство» Берке на войну против Хулагу, которая обосновывалась как прямая обязанность мусульманина вести войну с неверными, поскольку ислам «не состоит только в одних словах: священная война (джихад) есть одна из [главных] опор его» 7.
Военно-политические аспекты этой войны хорошо известны 8, но гораздо важнее ее дипломатическая и культурная составляющие. Вступив в противоборство с государством Хулагу и будучи союзником турок-сельджуков и египетских мамлюков, Улус Джучи стал противником православной Византии, католических стран Запада, их Крестовых походов на Ближнем Востоке.
Тем самым были определены приоритеты политики и важнейшее направление цивилизационной ориентации.
Вместе с тем нельзя переоценивать масштабы распространения ислама среди населения Улуса Джучи. Массовой исламизации степного населения и основной части знати не произошло. Определенное равновесие сохранялось при Менгу-Тимуре (1266–1288 гг.), который продолжал внешнюю политику предшественников, но не был ревностным сторонником ислама.
В государственном управлении и административной практике продолжали функционировать прежние традиции: для печатей на ханские ярлыки еще долго применялось квадратичное уйгурское письмо, в качестве верительных грамот чиновники пользовались пайцзами с традиционной формулой со ссылкой на санкцию Вечного Неба и волю хана.
Единый ханафитский мазхаб, или как ислам распространялся в Поволжье
Не только общественная, но и повседневная жизнь (даже в ставке хана) регламентировались традицией: арабских дипломатов специально предупреждали о том, что в ней «нельзя есть снег и стирать одежды, а если случится стирать ее, то делать это тайком» 9. Иными словами, хотя ислам и имел сильные позиции среди татарской знати и городской верхушки в ряде регионов Улуса Джучи (Хорезм, Булгария, Приаралье), однако его влияние было еще далеко не определяющим.
Тем не менее процесс этот стал необратимым. Во время междоусобных войн конца XIII в., когда решался вопрос о выборе пути дальнейшего развития Улуса Джучи, победа осталась за сторонниками ислама. Благодаря поддержке мусульман Токта не только разгромил своих врагов, но и добился небывалого укрепления Улуса Джучи: расширялась мировая торговля, происходил рост городов, на внешнеполитической арене был одержан ряд побед.
В степях и городах Золотой Орды с конца XIII в. все шире начинает распространяться мусульманство. Свидетельством тому служит сокращение числа языческих курганных могильников в Поволжье и Приуралье, появление и распространение мусульманских некрополей 10. Тем самым уже в начале XIV в. были подготовлены все предпосылки к повышению статуса ислама как официальной религии Улуса Джучи.
___________________________
1. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I… С. 151 (ан-Нувайри); С. 429 (ал-Макризи); С. 461 (Ибн-Арабшах).
2. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I… С. 64 (ибн Абд аз-Захыр), а также С. 194 (ан-Муфаддаль).
3. Там же. С. 64.4. Мухамадиев А. Г. Булгаро-татарская монетная система XII–XV вв. М., 1983. С. 46–48.
5. Далай Ч. Монголия в XIII–XIV вв. М., 1983. С. 34–44.
6. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I... С. 429–431.7. Там же. С. 98.
8. Али-заде А. Борьба Золотой Орды и государства ильханов за Азербайджан // Известия АН Азербайджанской ССР. 1946. № 5. С. 16–38, № 7. С. 3–19; Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М., 1998. С. 74–82; Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом. М., 1966. С. 39–59.
9. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I… С. 192.
10. Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966. С. 248.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина
Фото: elements.envato.com