Почему в Поволжье распространился ислам?
Булгарские (болгарские) племена, переселившись в Поволжье в конце VII в., оказались в окружении тюрко-угорского населения. Первоначально булгары заняли территорию вдоль Волги, от Самарской Луки до устья Камы, вытеснив балто-славянские племена.
Несколько восточнее в Восточном Закамье и Западном Приуралье распространяются угорские племена. В степном Заволжье и Южном Урале исследователи локализуют легендарную прародину венгров – Magna Hungaria (Великая Венгрия).
Постепенно все эти племена начинают консолидироваться вокруг булгар. В процессе складывания государства наиболее сильным оказалось этнополитическое объединение булгар (возможно, «серебряных булгар» по русским источникам) во главе с Алмышем (Алмушем).
Булгарские и другие тюрко-угорские племена Волго-Уральского региона в VIII–IX вв. находились в политической зависимости от Хазарского каганата, где уже с середины VIII в. распространяется иудаизм1.
С началом установления регулярных торгово-экономических контактов со странами Востока (с конца VII в.) и возникновения магистрального Волго-Балтийского пути с особой инфраструктурой и зоной его влияния связи с мусульманами также укрепляются и становятся регулярными2. К VIII–IX вв., вероятно, относится появление первых проповедников и начальный этап знакомства с исламом.
Распространение ислама среди булгар связано с процессами консолидации различных племен под эгидой булгар во главе с Шилки и особенно его сыном Алмышем.
Важнейшим политическим мотивом этого было стремление добиться независимости от Хазарского каганата. Алмыш, очевидно, как и другие вожди тюрко-угорских племен Волго-Уральского региона, находился в вассальной зависимости от кагана хазар и платил ему дань мехами, а сын Алмыша был заложником в Итиле.
Стоит отметить, что власть хазар была довольно безжалостной: так, узнав о красоте дочери Алмыша, правитель хазар захотел взять ее в свой гарем и, когда эльтебер булгар отказал, отправил войска, которые заставили его послать дочь силой. А уже после ее смерти потребовал отдать ему ее сестру3.
Намереваясь противостоять хазарам, Алмыш стремился консолидировать поволжские племена под своей властью. Однако по мере подчинения племен правящий клан булгар столкнулся с проблемой не только военно-политического, но и идеологического объединения различных племен и родов, имевших свои племенные культы и верования, – ислам не был востребован элитой булгар.
Создание надплеменного государства потребовало утверждения унифицированной, универсалистской и интегрирующей религиозной системы, не имеющей корней в местной среде.
Новая вера укрепляла власть правителя, и, придавая ему дополнительную легитимацию, она ставила его выше племенных династий, лишая их божественной санкции на власть.
Но почему из всех мировых религий в Поволжье распространился именно ислам?
С одной стороны, ни христианство, ни иудаизм не могли быть привлекательны для булгар, поскольку ближайшая тогда христианская держава – Византия – находилась в союзе с Хазарией и не оказывала сколько-нибудь активного влияния на Волго-Уральский регион, а против иудейской Хазарии булгары собирались вести борьбу.
Следовательно, выбор ислама был предопределен складывающейся политической и хозяйственной конъюнктурой.
Особую роль в этом выборе сыграли активные торгово-экономические контакты Поволжья со странами Средней Азии – Хорезмом и государством Саманидов. Благодаря прямому торговому пути в Среднее Поволжье мусульманские купцы получили доступ к северным товарам в обход Хазарии.
______________________
1. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 148–154; Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998. С. 210–215;
2. Даркевич В. П. Художественный металл Востока VIII–XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории Европейской части СССР и Зауралья. М., 1976. 199 с.; Дубов И. В. Великий Волжский путь. Л., 1989. 255 с.; Мельникова Е. А. Балтийско-Волжский путь в ранней истории Восточной Европы // Международные связи, торговые пути и города Среднего Поволжья IX–XII вв. Казань, 1999. С. 80–87.
3. Путешествие Ибн Фадлана на Волгу / пер. и коммент. под ред. И. Ю. Крачковского. М.–Л., 1939. С. 78.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина