Первые копии Корана: как они оказались в Мекке, Шаме, Куфе и Басре
Фото: Ислам-тудей.
После смерти Абу Бакра (р.а.), заслужившего самую большую награду за собирание Корана, халифом стал ‘Умар (р.а.). При нем были полностью завоеваны персидские земли, Шам, весь Аравийский полуостров и Египет. Не осталось городов, где не были бы построены мечети, в каждом из них переписывался Коран, а знатоки не только читали его, но и обучали детей на востоке и западе (исламского мира). Десять лет и несколько месяцев мусульмане, таким образом, благоденствовали, между ними не возникало никаких разногласий.
К моменту смерти ‘Умара (р.а.) у мусульман от Ирака до Шама и Йемена было не менее ста тысяч оригиналов Корана. Халиф ‘Умар очень заботился о мусульманах и по его поручению после засушливого года был даже вырыт залив, соединявший Нил и Клисму. По нему ходили корабли, доставлявшие в Медину и Мекку все необходимое продовольствие. Халиф такого уровня не мог оставить ни одного города, ни одной деревни без рукописи Корана.
Со смертью ‘Умара ислам получил рану. После него халифом стал ‘Усман и территория халифата еще больше увеличилась. Появились люди, желавшие внести раскол в ряды мусульман. По этой причине созрела необходимость представить коранические рукописи большому числу сподвижников, двенадцать тысяч из которых жили в Медине.
Самое главное событие в истории ислама
Халиф затребовал рукопись Корана, которая хранилась у Хафсы, матери правоверных, велел позвать Зайда бин Сябита, ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра, Са‘ида ибн аль-‘Аса, ‘Абд ар-Рахмана ибн аль-Хариса ибн Хишама. Эти люди в точности, без каких-либо искажений переписали пять копий с того списка, который был записан при Абу Бакре (р.а.).
Предания от ‘Усмана по поводу того, что суры «Аль-Анфаль / Трофеи» и «Ат-Тауба / Покаяние» являются одной сурой, то это является лишь его более ранним мнением, которого он придерживался до того, как получил разъяснение от Пророка ﷺ. ‘Усман присутствовал и во время отмены первого мнения, и во время иджма‘, установившего имеющийся порядок Корана, при этом он не высказал своего несогласия. Ведь если бы у него было бы какое-либо иное мнение, то он был бы обязан его высказать. Диалог же между ‘Абдуллахом ибн ‘Аббасом и ‘Усманом по этому поводу, повествует лишь от более ранних воззрениях ‘Усмана.
Фото: Ислам-тудей.
‘Усман назначил Зайда чтецом мединской копии Корана, вторую копию с ‘Абдуллахом ибн ас-Са’ибом отправил в Мекку, третью с аль-Мугирой ибн Шихабом в Шам, четвертую с Абу ‘Абд ар-Рахманом ас-Сулами в Куфу, пятую с ‘Амиром ибн Кайсом в Басру. Жители каждого города читали Коран по своей копии, подражая этим сподвижникам. С этих пяти копий было переписано несчетное количество других. В итоге те, кто строили козни или какие-то фантазии, лишились возможности (исказить Коран). И так продолжалось в течение двенадцати лет правления ‘Усмана, после него же начались разногласия и появились рафидиты.
Затем стал халифом и правителем ‘Али (р.а.). Его правление длилось пять лет и девять месяцев. Преимущественно он находился в Куфе. Он возглавлял коллективную молитву, читал Коран по этим копиям. После него его дело продолжил его сын аль-Хасан.
«Легче перетаскать гору»: как Коран собирался в одну книгу
‘Али всегда очень высоко отзывался о том, что сделали Абу Бакр и ‘Усман (р.а.) с Кораном, о свитках, записанных при их жизни. Если бы Абу Бакр или ‘Усман внесли в Коран какие-то искажения, дополнения (это было невозможно принципиально, так как наличие большого количества людей исключало их сговор на искажение Корана. Даже если кто-либо это сделал, то мгновенно опозорился бы) то ни один из них не выдержал бы унижения. Ведь он даже воевал с жителями Шама по менее значимой причине.
Что касается ‘Али, то он не только присутствовал во время обеих записей Корана, но и играл ведущую роль, имея все возможности реализовать, претворить свои идеи. Поэтому никак невозможно допустить, чтобы Абу Бакр или ‘Усман опустили бы что-то из Корана, связанное с ахль аль-бейт (членами семьи Пророка ﷺ).
Абу Бакр и ‘Умар в процессе собирания Корана были такими же участниками, как и другие сподвижники. И если бы в Коране были ниспосланы аяты об ахль аль-бейт, то они были бы переданы большим количеством путей. Поэтому скрыть это было бы просто невозможно, абсурдно.
Муса Бигиев «История Корана и свитков»