Нужно знать: 4 этапа развития фикха
Словарное значение слова «фикх» – это точное и глубокое постижение смысла слов и действий, правильное и полное понимание, познание глубинной сути чего-либо.
Слово «фикх» обладает несколько более специальным значением, чем близкие по смыслу слова ´ильм и фахм, имеющие более значение “знать, понимать”.
В Коране слово «фикх» использовано примерно в двадцати местах в глагольной форме “полностью и хорошо понимать что-либо, охватить его смысл, знать истинную сущность и постичь его умом.
В одном священном аяте оно использовано в выражении “фикх фи´д-дин” (обладатель познаний в религии).
«Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли стать обладателями основательных и глубоких знаний в религии и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться».(Сура «Тауба», 9:122.)
Первый период
Это эпоха нашего господина, Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
В это время фикх целиком сосредоточен на божественном откровении, потому что именно вахий является источником установлений фикха и в их словесном выражении и по смыслу (Коран) или же только по содержанию (Суннат). И те иджтихады нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников (пусть Аллах будет ими доволен), которые были одобрены через вахий, также имеют достоинства “фикха откровения”.
С одной стороны, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) давал ответы на вопросы своих сахабов по фикху, с другой стороны, он подготовил часть из них до такой степени, чтобы они сами могли найти ответы по вопросам фикха. Эту подготовку он проводил в Суффе, пристроенной им к Масджид ан-Набави и считающейся первым исламским медресе. Тех, кто обладал большими способностями в фикхе, он довел до той степени, когда они сами могли выносить фетву.
Еще при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) некоторые из сахабов давали фетвы. Досточтимые Абу Бакр, Умар, Осман, Али, Муаз ибн Джабаль, Убай ибн Ка´б (пусть Аллах будет ими доволен) – вот некоторые из тех сподижников, которые давали фетвы при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Этих подготовленных им муджтахидов Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправлял в те края, где проживали мусульмане, чьи знания по исламу не шли дальше основных положений веры. Народ строго следовал фетвам этих сахабов муджтахидов по практическим вопросам, связанным с обрядами поклонения, взаимоотношениями людей и с различением халяль от харама. Как поясняется в книгах по фикху, когда сахаба-муджтахиды сталкивались с проблемами, решения которых не находили в Коране и сунне, они приводили свои доводы путем иджтихада с учетом рекомендаций Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и, основываясь на иджтихаде, давали свои фетвы.
И люди строго исполняли эти вынесенные ими фетвы. К примеру, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправлял Муаза ибн Джабаля в Йемен, спросил у него, чем тот будет руководствоваться в принятии решений. Муаз ответил, что Кораном, затем сунной, но если там не найдет ответов, то будет основываться на иджтихаде. За такой ответ Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) похвалил Муаза.
Второй период
Это эпоха праведных халифов.
Период праведных халифов начинается после завершения ниспослания Корана и передачи сунны, составляющих основу “фикха откровения”. Во время праведных халифов сахабы в поиске решения какого-либо вопроса по фикху прежде всего обращались к Корану и сунне. Если в них не находили ясного указания по этому вопросу, тогда они совершали иджтихад.
Среди них были как те, кто совершали итждихад в его абсолютном понимании, так и те, кто совершали итждихад только по отдельным темам. Хазрати Умар в одном из своих выступлений перед жителями района Джабия в Шаме говорил: «Если кто-то хочет задать вопрос о Коране, пусть спросит Убайя ибн Ка´ба. Кто хочет спросить о наследстве, спрашивайте у Зайда ибн Сабита. Желающие узнать о вопросах фикха пусть обращаются к Муазу ибн Джабалю. А кто хочет задать вопрос об экономике, подходите ко мне». Этот призыв хазрати Умара к народу с просьбой обращаться с интересующими их вопросами к сахабам муджтахидам, косвенно подтверждает, что и в эпоху праведных халифов народ продолжал следовать указаниям муджтахидов.
Третий период
Это эпоха сахабов и табиинов. Этот период начинается после завершения эпохи праведных халифов и продолжается до последних лет существования государства Омейядов. На этом этапе подход к проблемам фикха полностью сответствует тому, как понимали иджтихад святые сподвижники.
Особенности третьего периода:
1. Появились разделения среди мусульман, возникшие в результате упомянутых выше политических событий.
2. Ученые ислама разъехались по разным областям. В тех краях, куда они поехали, некоторые сахабы начали давать уроки. Они проводили индивидуальные и общие учебные занятия. Подготовленные ими табиины сыграли важную роль в укоренении религиозных знаний в этих городах.
3. Широкое распространение получили передача и собирание хадисов. Появились и некоторые вымышленные хадисы.
4. Стали известны многие ученые-неарабы: турки, иранцы, египтяне.
5. Мухаддисы и факихи вступили в разногласия по поводу используемых ими методов.
Четвертый период
Время имамов-муджтахидов:
Этот период начинается в первые годы второго века по хиджре и продолжается до середины четвертого века. В этот период бурного развития фикха выросли такие великие муджтахиды, как Абу Ханифа, Малик ибн Анас, Эвзаи, Суфьян ас-Саури, Шафии, Ахмад ибн Ханбал.
Имамы-муджтахиды использовали иджтихад по очень широкому спектру вопросов, будь то проблемы, которые переживало исламское общество, или же вопросы, с которыми сталкивались мусульмане в повседневной жизни.
Их иджтихады, будучи включенными в сборники более поздних факихов, превратились в основные принципы фикха. Разрозненные темы были сведены воедино, и были написаны первые образцы дошедших до наших дней выдающихся книг о методах и основных разделах фикха. В том числе, ученик Абу Ханифы Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани (ум. в 189/805 г.) написал шесть знаменитых книг, объединенных под общим названием “Захиру´р-Ривая”.
Поскольку фикх получил в этот период такое значительное развитие, историки фикха определили это время как “золотой век фикха”.
Islam-Today