• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Нравы эпохи неведения (джахилийи). Часть 1

7662

Всевышний Аллах простил тем, кто стал мусульманином, все ошибки, совершённые в невежестве.

Всевышний Аллах простил тем, кто стал мусульманином, все ошибки, совершённые в невежестве.

В период джахилии человечество находилось в темноте невежества. Люди настолько потеряли нравственный облик, что распущенность стала нормой, раздоры и склоки – образом жизни, а пустыни, где происходили междоусобные сражения, обагрились кровью. Тот, в чьих руках оказывалась власть, сразу становился притеснителем, а слабые и зависимые были подвержены жестокому и несправедливому отношению. Как писал поэт: «Если у человека нет зубов, то его съедят собственные братья». Эти строки выражают состояние того общества.

У людей, живущих в то время, были искажены вера и миропонимание. Некоторые считали, что их Создатель находится слишком далеко, и были убеждены, что божественной силой могут быть наделены и творения Всевышнего: камни, скалы, огонь, деревья. Были и те, кто поклонялся солнцу и звёздам. Они полагали, что так могут достичь Создателя, признав некоторые Его творения священными и поклоняясь им. Были и почитающие невидимых существ: ангелов, джиннов и шайтанов. Они надеялись на их заступничество перед Всевышним, если станут служить им. Были и мушрики, которые утверждали, что верят в Единого Аллаха, но сами придавали Ему сотоварищей и наряду с Ним поклонялись рукотворным идолам. Другие же говорили: «Мы сыновья Ибрахима и Исмаиля», но были далеки от Единобожия (таухида) и не имели ничего общего с ханифами, единобожниками. Были и такие, кто полностью отрицали Аллаха, будущую жизнь и верили только в то, что видят своими глазами.

Один сахаб пришёл к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) и признался: «Мы были невеждами. Мы поклонялись идолам, а новорожденных девочек закапывали живыми в землю. У меня была маленькая дочь, меня она очень любила. Как-то раз я позвал её к себе, она обрадовалась и прибежала. Я велел ей следовать за мной, а сам направился к колодцу, который принадлежал нашей семье. Я взял дочь за руку и бросил её в колодец. До меня донеслись её последние слова: «Папа! Папочка!»

Рассказчик замолчал, а из глаз Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) текли слёзы. Кто-то из присутствующих укорил сахаба: «Эй, ты сильно расстроил Пророка!» Но Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) возразил:

– Не препятствуйте ему! Он хочет спросить о том, что его мучает, и это для него чрезвычайно важно.

И Пророк попросил этого человека ещё раз рассказать о случившемся. Сахаб повторил свою историю. Посланник Аллаха снова заплакал, и слёзы струились по его благословенной бороде, а затем дал совет раскаявшемуся отцу:

– Всевышний Аллах простил тем, кто стал мусульманином, все ошибки, совершённые в невежестве. Начни теперь заново свою жизнь! (Дарими, «Мукаддима», 1).

Люди периода невежества из-за своего нравственного состояния подошли к самому краю огненной пропасти. С точки зрения духовности общественная жизнь превратилась в руины, а люди находились на грани гибели. Именно в этот момент Всевышний Аллах ниспослал Свою Книгу.  В одном из аятов говорится: «Держитесь все за вервь Аллаха, не распадайтесь [на враждующие группировки] и помните о милости Аллаха к вам в то время, когда вы враждовали друг с другом. Он примирил ваши сердца, и вы стали братьями по Его милости. А меж тем вы были на краю пропасти огненной, и Он спас вас от неё. Так разъясняет Аллах вам Свои знамения, – может быть, вы ступите [всё же] на прямой путь» (Сура «Али Имран», 3 / 103).

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Комментарии для сайта Cackle