Неизвестные стороны Шигабутдина Марджани
Марджани хорошо разбирался в людях и сразу примечал одаренных имамов. Когда в руки Марджани попал один из трудов тогда еще совсем молодого Ризаэтдина Фахретдина, он его высоко оценил и сказал: «Этот молодой человек подает большие надежды. Если продолжит начатый путь, сделает много полезных дел».
Однажды на небольшом маджлисе в доме Марджани собравшиеся стали не очень лестно отзываться о только что ставшем муллой Галимджане Баруди. Некоторые из них даже стали его принижать, называя солдатским сыном. На что Марджани сказал: «Путь он даже солдатский сын, но стоит выше всех казанских имамов. Не злословьте о нем. Он подает большие надежды, вскоре и сами это поймете».
Как-то раз, когда Хасан-Гата Габяши работал халфой в медресе Вали хазрата, Марджани удалось с ним познакомиться. Возвратившись домой, великий богослов сказал: «Я очень удивился, что в медресе Вали муллы есть такой здравомыслящий шакирд и еще удивился тому, что он доволен этим медресе».
Марджани всегда очень трепетно относился к знаниям и ученым. Но его волновало, что ученым часто приходится потакать богачам. Марджани прилагал все свои силы, чтобы татарские имамы не зависели от прихотей местных татарских купцов. Он говорил, что это тормозит развитие ученых и знаний.
Своим примером и нравом он пытался показывать другим важность и высокий статус ученых мужей. Он старался всегда хорошо одеваться и во время поездок запрягать лучших лошадей. Во время маджлисов Марджани очень редко садился в повозки купцов и предпочитал пользоваться своими лошадьми. Если организованный для мулл маджлис по своему уровню уступал маджлису купцов, то Марджани мог за это сильно отругать.
Известно, что богослов очень бережно относился к письменным принадлежностям и не выбрасывал даже самые маленькие кусочки бумаги. А также Марджани хранил все письма и приглашения, для этого у него было особое место.
Еще с учебы в Бухаре у него выработалась привычка выписывать в отдельные тетради важные на его взгляд цитаты из книг. За всю жизнь у Марджани накопилось большое количество таких сборников и несколько дневников с воспоминаниями.
В своих дневниках он записывал: важные события; услышанную во время маджлисов информацию по истории какого-либо человека или рода; важные новости; информацию о знаменитых личностях, посетивших Казань; приобретенные либо отданные другим книги; краткую информацию о взаимоотношениях с конкретными людьми; свои покупки; доходы и расходы; некоторые сны и свои мысли по разным вопросам.
Марджани придавал большое значение древним артефактам. Он собирал старинные монеты, старые книги и разные письменные документы. Если Марджани находил древние могильные камни, то обязательно старался их изучить и записать сохранившиеся на них надписи. Он бережно хранил некоторые старые вещи, доставшиеся ему от дедушек и бабушек. Вот что говорил Марджани о горшке, доставшемся ему от деда: «Люди не дадут за этот горшок и десяти копеек. Но я не продам его и за десять тысяч». И таких вещей у него была целая коллекция. Подробную запись о них он оставил в своих дневниках.
Особой чертой характера Марджани была экономия и бережливость. Если во время еды или чаепития оставались кусочки несъеденного хлеба, он откладывал их со словами: «Они еще сгодятся. А то прислуга их просто возьмет и выбросит». В следующий раз Марджани их доставал и съедал.
После того, как дома поели дыню или арбуз, он обязательно собирал их корки и семена: корки – отдавал на корм домашнему скоту, а семена – домашним птицам. По поводу бережливости известны такие слова Марджани: «Несмотря на то, что мое занятие и профессия не такие важные, я живу хорошо и являюсь одним из богатейших мулл Казани. В книгах написано, что в доме того, кто ценит достаток, присутствует баракат и приумножается богатство. Поэтому я стараюсь не выбрасывать даже черствый хлеб – ведь это тоже благо. Если никто не ест, я сам его съедаю. Я думаю, возможно, это является причиной роста моего богатства».
Но вместе с тем Марджани был щедрым человеком. Известно, что он содержал некоторых бедных шакирдов. Свой закят он тоже старался отдавать шакирдам и при этом предпочитал давать большие суммы.
Автор: Дамир Гайнутдинов