• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Наилучший из людей - Пророк Мухаммад (мир ему). Худайбийское мирное соглашение

Время чтения: 13 мин
5306

Аль-Мисвар бин Махрама, да будет доволен Аллах ими обоими, и Марван, да помилует его Аллах Всевышний, сообщения которых подтверждают друг друга, передали (следующее): 

«В (год заключения перемирия) в Худайбийe Посланник Аллаха (мир ему) выступил (из Медины), а когда они (проехали) часть пути, Пророк (мир ему) сказал:

- Халид бин аль-Валид с кавалерией курайшитов и передовым отрядом находится в аль-Гамиме, (а поэтому) сворачивайте направо.

И, клянусь Аллахом, Халид узнал о (появлении мусульман), только когда (увидел поднятую двигавшимся) войском чёрную пыль, после чего он поскакал (назад), чтобы предупредить курайшитов. Что же касается Пророка (мир ему) то он (продолжал) движение до тех пор, пока не достиг горного прохода, через который можно было попасть к (курайшитам), где его верблюдица опустилась на колени. Люди стали (пытаться поднять её), но она не послушалась, и тогда они стали говорить:

- Касва заупрямилась, Касва заупрямилась!

На это Пророк (мир ему) сказал:

- Касва не заупрямилась, ибо это не в её характере, но её задержал Тот же, Кто задержал и слона (Абрахи)! - а потом он сказал:

- Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я отдам им всё, чего бы они ни потребовали от меня, если только они будут продолжать почитать то, что объявил священным Аллах!

Потом (Пророк (мир ему)) прикрикнул на (свою верблюдицу), и она поднялась на ноги, а потом он направил (людей) в другую сторону и остановился в самой дальней части Худайбийи у источника, в котором было мало воды. Люди принялись понемногу набирать её, но уже скоро вычерпали всё до конца и стали жаловаться Посланнику Аллаха (мир ему) на (то, что их мучает) жажда. Тогда он вытащил из своего колчана стрелу и велел им воткнуть её в (этот источник), и, клянусь Аллахом, вода не переставала бить для них ключом, пока (все) они не ушли (оттуда, утолив жажду). Тем временем (в лагерь мусульман) прибыл Будайль бин Варка аль-Хузаи (предводитель племени хузаа) в сопровождении нескольких людей из своего племени, которые были советниками посланника Аллаха (мир ему) из числа жителей Тихамы и пользовались его полным доверием. (Будайль) сказал:

- Я покинул Каба бин Луаййа и Амира бин Луаййа, которые остановились у неиссякаемых вод Худайбийи вместе со своими дойными верблюдицами. Они будут сражаться с тобой и (постараются) помешать тебе достичь Каабы.

(На это) Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

- Поистине, мы пришли (сюда) не для того, чтобы сражаться с кем-либо, а для того, чтобы совершить умру. Война истощила курайшитов и нанесла им ущерб, и если они захотят, я заключу с ними перемирие, (во время которого) они не должны будут вмешиваться в мои дела с (другими) людьми. Если я одержу победу и (курайшиты) пожелают, они (могут принять ислам), как это делают (другие) люди, (а если они не пожелают этого, то по меньшей мере) смогут собраться с силами. Если же они откажутся (от перемирия), то, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я непременно стану сражаться с ними ради своего дела, пока не погибну, но (я уверен, что) Аллах обязательно осуществит (то, что Ему угодно)!

- Я передам им твои слова, - сказал Будайль, после чего уехал. Прибыв к курайшитам, он сказал (им):

- Мы приехали к вам от этого человека, слова которого мы слышали, и если вы хотите, то мы передадим их вам.

Неразумные (из числа курайшитов) сказали: «Мы не нуждаемся в том, чтобы ты передавал нам что-нибудь от него», мудрые же из них сказали (так): «Говори, что ты слышал от него». (Будайль) сказал:

- Я слышал, как он сказал то-то и то-то, - и передал им слова Пророка (мир ему). После этого со своего места поднялся Урва бин Масуд и спросил:

- О люди, разве (каждый из вас) не (подобен для меня) отцу?

- Да, - сказали они.

- А разве я не (подобен для вас) сыну?

- Да.

- Подозреваете ли вы меня (в чём-либо)?

- Нет.

- Разве вы не знаете, что я звал людей из Указа (на помощь вам), а когда они отказали мне, я привёл к вам своих родственников, детей и тех, кто мне подчиняется?

- Знаем.

- (Так знайте, что) этот человек делает вам разумное предложение, примите же его и позвольте мне встретиться с ним.

- Ты (можешь) встретиться с ним, - сказали они, после чего он отправился к Пророку (мир ему) и стал говорить с ним, а Пророк (мир ему) сказал ему примерно то же, что он говорил Будайлю. (Выслушав его,) Урва сказал:

- О Мухаммад, а что ты будешь говорить, если совсем уничтожишь своих соплеменников? И приходилось ли тебе слышать, чтобы кто-нибудь из арабов до тебя поголовно уничтожал своих соплеменников? Если же дело обернётся по-другому, (ты останешься в одиночестве,) ибо, клянусь Аллахом, я что-то не вижу (здесь) благородных людей, зато вижу разный сброд, который разбежится и покинет тебя (в случае твоего поражения).

(Услышав это,) Абу Бакр грубо обругал его и воскликнул:

- Неужели (ты и в самом деле считаешь, что) мы разбежимся и покинем его?!

(Урва) спросил:

-Кто это?

(Ему) сказали:

- Абу Бакр.

(Урва) сказал:

- Поистине, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы когда-то ты не оказал мне благодеяние, за которое я не отплатил, я бы ответил тебе (тем же)! - после чего продолжил разговор с Пророком (мир ему). Каждый раз, как (Урва) говорил что-нибудь, он (пытался) дотронуться до бороды Пророка (мир ему.), рядом с которым стоял аль-Мугира бин Шуба. В руке у него был меч, а на голове - шлем, и когда Урва протягивал руку к бороде Пророка (мир ему) (аль-Мугирa) ударял его по руке ножнами и говорил:

- Убери свою руку от бороды посланника Аллаха (мир ему)!

(В конце концов) Урва поднял голову и спросил:

- Кто это?

(Ему) сказали:

- Аль-Мугира бин Шуба.

(Тогда) Урва воскликнул:

- О вероломный! Разве не стараюсь я (до сих пор уладить последствия) твоего вероломства?!

(А дело было в том, что) прежде, чем стать мусульманином, аль-Мугира убил людей, которые были его спутниками, и забрал их имущество, а потом явился (в Медину) и принял Ислам, Пророк же (мир ему) сказал (ему): «Что касается (твоего) ислама, то я принимаю (его), что же касается имущества, то я не имею к нему никакого отношения». После этого Урва начал внимательно смотреть на сподвижников Пророка (мир ему) и, клянусь Аллахом, (он увидел, что,) когда Посланник Аллаха (мир ему) сплёвывал и (капли его) слюны попадали на ладонь кого-либо из людей, (этот человек) обязательно растирал их по своему лицу и коже (надеясь получить баракят); когда он повелевал им что-нибудь, они спешили выполнить (любое) его веление; когда он совершал омовение, они были готовы сражаться друг с другом за (остававшуюся после этого воду), когда же начинал говорить, они понижали свои голоса в его присутствии, а (кроме того,) из почтения к нему они не смотрели на него пристально. После этого Урва вернулся к своим товарищам и сказал:

- О люди, клянусь Аллахом, мне приходилось бывать у царей, и я приезжал к императору, Хосрову и Наджаши, но, клянусь Аллахом, не видел я ни одного царя, которого его приближённые почитали бы так же, как сподвижники Мухаммада почитают Мухаммада! Клянусь Аллахом, если он сплёвывает и (капли его) слюны попадают на ладонь кого-либо из людей, (этот человек) обязательно растирает их по своему лицу и коже; когда он повелевает им что-нибудь, они спешат выполнить (любое) его веление; когда он совершает омовение, они готовы сражаться друг с другом за (оставшуюся после этого воду), а когда начинает говорить, они понижают свои голоса в его присутствии, и они (даже) не смотрят на него пристально из почтения к нему! (Этот человек) сделал вам разумное предложение, так примите же его!


После этого один человек из племени Бану Кинана попросил:

- Позвольте и мне встретиться с ним.

Они сказали:

- Ты (можешь) встретиться с ним.

А когда (этот человек) приблизился к Пророку (мир ему) и его сподвижникам, Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

- Это - такой-то, и он происходит из племени ( люди которого) почитают (жертвенных) верблюдов, так пригоните же к нему (верблюдов). Тогда к нему пригнали (верблюдов), сам же он был встречен людьми, произносящими тальбийу[1], и, увидев это, он воскликнул:

- СубханАллах! Этим людям не следует мешать посетить Каабу!

Когда же он вернулся к своим товарищам, то сказал: «Я видел верблюдов с разноцветными верёвками на шеях и пометками на спинах и я думаю, что не следует мешать им посетить Каабу». После этого со своего места поднялся человек по имени Микраз Ибн Хафс, который сказал:

- Позвольте и мне встретиться с ним.

Они сказали:

- Ты (можешь) встретиться с ним.

А когда (этот человек) приблизился к (Посланнику Аллаха (мир ему) и его сподвижникам,) Пророк (мир ему) сказал:

- Это Микраз, и он - человек порочный.

(После этого Микраз) обратился к Пророку (мир ему) и пока он разговаривал с ним, вдруг появился Сухейль бин Амр, а когда Сухейль бин Амр подошёл (к ним), Пророк (мир ему) сказал:

- Теперь ваше дело облегчилось[2].

Сухейль бин Амр сказал:

- Давай напишем соглашение между нами и вами.

Тогда Пророк (мир ему) призвал к себе писца и сказал (ему):

- (Пиши) «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного (Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим)».

(Услышав это,) Сухейль сказал:

- Что касается «ар-Рахмана», то, клянусь Аллахом, я не знаю, что это такое! Пиши «С именем Твоим, о Аллах (Би-сми-кя, Аллахумма)», как всегда писал ты прежде.

Тогда мусульмане сказали:

- Клянёмся Аллахом, мы напишем только «Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим!»

(Однако) Пророк (мир ему) (велел):

- Пиши «Би-сми-кя, Аллахумма», - после чего (продиктовал):

- Вот на (каких условиях) Мухаммад, Посланник Аллаха, дoговорился…

Тут Сухейль сказал:

- Клянёмся Аллахом, если бы мы (точно) знали, что ты - Посланник Аллаха, то не стали бы ни мешать тебе достичь Каабы, ни сражаться с тобой! Пиши же «Мухаммад бин Абдуллах».

(На это) Пророк (мир ему) сказал:

- Клянусь Аллахом, поистине, я - Посланник Аллаха, даже если вы и не верите мне! Пиши «Мухаммад бин Абдуллах». 

[(Один из передатчиков этого хадиса) Аз-Зухри сказал: «(Пророк (мир ему) согласился на это), потому что (раньше) он сказал: «…чего бы они ни потребовали от меня, я дам им это, если только они не потребуют нарушения запретов Аллаха!»]

Потом пророк (мир ему) сказал ему:

- При условии, что вы не станете препятствовать нам (в посещении Каабы) и совершении обхода вокруг неё…

Сухейль сказал:

- Клянусь Аллахом, нет, (иначе) арабы станут говорить, что нас заставили (это сделать), но (пусть это будет) в следующем году!

И это было записано. Сухейль сказал:

- И (мы ставим условием, что) ты обязательно станешь возвращать нам любого из нас, кто придёт к тебе, даже если он и будет исповедовать твою религию.

(Услышав это,) мусульмане стали восклицать:

- СубханАллах! Разве можно возвращать (такого человека) многобожникам после того, как он явится (к нам) как мусульманин?!

И пока они (вели речь обо всём этом,) из (ведущей к) Мекке долины (неожиданно) появился закованный в кандалы Абу Джандаль Ибн Сухейль бин Амр (сын Сухейля, принявший Ислам), который (в изнеможении) упал (на землю, когда добрался до) мусульман. (Увидев его,) Сухейль сказал:

- И первым условием (заключения перемирия), которое я ставлю тебе, о Мухаммад, будет возвращение тобой этого (человека)!

Тогда Пророк (мир ему) сказал:

- Мы же ещё не заключили соглашение.

(На это Сухейль) сказал:

- Тогда я вообще ни о чём не буду договариваться с тобой!

Пророк (мир ему) (попросил):

- Отдай мне (только) его.

(Но Сухейль) воскликнул:

- Я тебе его не отдам!

(Пророк (с.а.в.)) сказал:

- (И всё же) сделай (то, о чём я прошу).

(Но Сухейль) сказал:

- Не сделаю!

(И тогда в их разговор вмешался) Микраз, сказавший:

- Хорошо, мы отдаём его тебе.

(Тут к мусульманам обратился) сам Абу Джандаль, сказавший:

- О мусульмане, неужели же после того, как я стал мусульманином, меня вернут многобожникам?! Неужели вы не видите, что мне пришлось претерпеть?

А его подвергали жестоким пыткам из-за (веры в) Аллаха. 

Умар бин аль-Хаттаб сказал:  «Тогда я подошёл к Пророку (мир ему) и спросил:

- Разве ты не истинный пророк Аллаха?

Он сказал:

- Конечно (истинный)!

- Разве мы не правы и разве наши враги не заблуждаются?

- Конечно (мы правы)!

- Так почему же мы должны унижаться в том, что касается нашей религии?!

- Поистине, я - Посланник Аллаха, и я не могу ослушаться Его, а Он поможет мне

- Разве ты не говорил нам, что мы придём к Каабе и совершим обход вокруг неё?

- Да, но разве я говорил тебе, что мы придём к ней в этом году?

- Нет.

- Однако ты придёшь к ней и совершишь обход вокруг неё.

А (после этого) я (т.е. Умар ибн аль-Хаттаб) пришёл к Абу Бакру и спросил (его):

- О Абу Бакр, разве это не истинный пророк Аллаха?

- Конечно (истинный)!

- Разве мы не правы и разве наши враги не заблуждаются?

- Конечно ( мы правы)!

- Так почему же мы должны унижаться в том, что касается нашей религии?!

- О человек, поистине, он - Посланник Аллаха (мир ему), и он не может ослушаться своего Господа, Который поможет ему. Держись же за его стремя, ибо, клянусь Аллахом, он прав!

- Разве он не говорил нам, что мы придём к Каабе и совершим обход вокруг неё?!

- Да, но разве он говорил тебе, что ты придёшь к ней (именно) в этом году?

- Нет.

- Так знай же, что) ты придёшь к ней и совершишь обход вокруг неё. 

Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «И я совершил (много) добрых дел (в качестве искупления за эти неуместные вопросы)». 



[1] Слова, являющиеся ритуалом хаджа: «Вот я стою перед Тобой!»

[2] Дело в том, что имя «Сухейль» является однокоренным со словом «ас-сахль» - означающим «легкий, нетрудный». Посланник Аллаха (мир ему) подразумевал, что с приходом этого человека должны произойти события, сыграющие на пользу мусульманам.

Социальные комментарии Cackle