Мухаммед Габдулхай хазрат Курбангалиев: от представителя башкир до лидера тюрко-татарской общины
Мухаммед Габдулхай Курбангалиев (1892–1972) является одной из знаковых и в тоже время противоречивых фигур тюрко-татарской эмиграции. Он родился в 1889 году в деревне Медиак Челябинского уезда Оренбургской губернии. Сейчас эта деревня относится к Аргаяшскому району Челябинской области. Его отцом был ишан Габидулла Курбангалиев – этнический башкир, авторитетный в своем регионе мулла и лидер суфийского братства, имевший большое число последователей.
Известно, что под влиянием отца Габдулхай Курбангалиев вначале был кадимистом и придерживался консервативных взглядов. Например, он был одним из подписантов доноса на Иж-Бубинское медресе, после которого царские власти устроили погром, а затем закрыли это передовое учебное заведение.
Революцию 1917 года Габдулхай Курбангалиев встретил воодушевленно и стал одним из лидеров башкирского национального движения. Он выступал против территориальной автономии, а также был оппонентом другого башкирского лидера – Заки Валиди Тогана. Когда Заки Валиди решил перейти на сторону Советской власти, Габдулхай Курбангалиев, напротив, заявил о поддержке Белой армии Колчака. В этот период он был крайне националистически настроен, в том числе выступал за создание отдельного от татар башкирского автономного духовного управления мусульман и пытался ослабить влияние татар в уральском регионе.
После того, как Красная армия оттеснила белых на Дальний Восток, Габдулхай Курбангалиев был вынужден бежать в Маньчжурию. До этого в Чите он получил заграничный паспорт, по которому планировал через Японию отправиться в Саудовскою Аравию. Он принял решение эмигрировать именно в Аравию после личного приглашения находившегося при штабе атамана Семенова родственника аравийского принца Сауда Аль-Кадыра. В первую Мировую войну принц Аль-Кадыр служил в турецкой армии, попал к русским в плен и был представлен царю Николаю II, который освободил его из плена и разрешил, собрав в России пленных арабов, отправиться с ними на Родину.
Октябрьская революция 1917 года застала принца Аль-Кадыра в Сибири, и таким образом в 1920 году он оказался при штабе Семенова. Как мусульманин Аль-Кадыр сблизился с Габдулхаем Курбангалиевым, который в армии Семенова выполнял должность муллы, агитируя татар и башкир вступать в ряды Белой армии. Принц пригласил его в Аравию, обещая свою помощь, а также покровительство аравийского короля Хусейна II. Сам Аль-Кадыр покинул Сибирь в августе 1920 года.
Когда перед Габдулхаем Курбангалиевым стал вопрос бегства из России, он решил воспользоваться приглашением принца.
В ноябре 1920 года он выехал в Харбин, намереваясь через Маньчжурию попасть в Японию, а оттуда в Аравию. В том же месяце он отравился в Токио.
Во-первых, он планировал получить материальную помощь для переезда в Аравию от проживавшего в Токио известного татарского промышленника-эмигранта Агафурова, с которым был хорошо знаком.
Во-вторых, как официальный представитель башкир, он хотел разрешить вопрос об устройстве на жительство и службу в Маньчжурии (в те годы Маньчжурия находилась под контролем японцев) около двух тысяч башкирских белогвардейцев из остатков армий Каппеля и Семенова. Советские войска их вытеснили в Маньчжурию, где они были разоружены китайскими властями и остались без средств к существованию.
В конечном счете Габдулхай Курбангалиев не поехал Аравию, а остался на Дальнем Востоке. В последующем он сыграл важную роль в жизни тюрко-татарской диаспоры в Токио, где татарские торговцы стали селиться еще с начала 1920-годов.
Продолжение следует…
Использованные источники:
1. Muhammed Abdulhay Kurbanali (1892-1972) // Kazan, 1972. Sayı 9. S. 50-51.
2. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. 2001. № 4.
3. Dündar Ali Merthan. Japonya`da Türk izleri. Bir Kültür mirası olarak Mançurya ve Japonya Türk-Tatar camileri. Ankara, 2008.
4. Usmanova Larisa. The Türk-Tatar diaspora in Northeast Asia = Šimali- Šärqi Asiyadaγi Törki-Tatar diasporasi: transformation of consciousness: a historical and sociological accounts between 1898 and the 1950s. Tokyo, 2007.
Автор: Дамир Гайнутдинов