Мухаммад Икбал – поэт независимости
Великий просветитель мусульман Британской Индии Мухаммад Икбал родился 9 ноября 1877 года в городе Сиялкот. В то время мусульмане субконтинента находились в глубоком морально-нравственном кризисе: с одной стороны они жестоко страдали от колониального угнетения, а с другой стороны не могли выдвинуть никаких идей, которые бы помогли им врываться из пут колонизаторов и начать свободно развиваться.
Британцы, управлявшие страной, держали местную элиту в жестких рамках, не допуская ее до решения тех или иных важных вопросов, которые касались непосредственной жизни народных масс. Тем не менее, подъем рабочего движения, вдохновлённого примером Советской России, не обошел стороной и Индию. В 20-ые-30-ые годы здесь возникли политические объединения, а самое крупное из них –Индийский национальный конгресс, возглавляемый Ганди перешел в 20-х годах к активной борьбе за национальную независимость, превратившись в массовую партию.
Индийские мусульмане для защиты религиозных интересов создавали свои общественные объединения. Икбал, к тому времени закончивший кроме правительственного колледжа в Лахоре еще и отделение философии и экономики Кембриджского университета, присоединился к борьбе за права мусульман. Понимая, что, прежде всего, необходимо оживить ислам в сердцах самих мусульман Икбал решил обратиться к единоверцам строчками стихов, в которых призвал их вспомнить свое славное прошлое, свидетельством которого были многочисленные следы их былого могущества, разбросанные по разным странам мира. Коран и Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует – два источника ислама и поэтому религия не может исчезнуть, так как она строится на этих надежных идеологических и этико-моральных устоях. Икбал был убежден в том, что общество и личность должны жить на основе Божественных идеалов, но в то же время был осторожен в своих призывах. Его «назамы» отличались метафоричностью и не призывали к насилию, в то же время поднимая жизненно важные для мусульман вопросы о ценности свободы, сохранение исламской идентичности и братства, самоуважения, самодостаточности и независимости. Для подтверждения своих взглядов он обращался к истории ислама, к примерам сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, храбреца Али, да будет доволен им Аллах, великодушного Усмана, да будет доволен им Аллах, правдивого Салмана, да будет доволен им Аллах.
Икбал не стремился давать в своей поэзии отвлеченные образы, утопичные миры, которые трудно воспринять простому читателю. Он также не спекулировал на трудностях, которые переживали мусульмане и не призвал к бунту. Напротив, он призывал их открывать новые пути для развития, возрождения морали и религиозных идеалов. Одновременно с этим он был противником косности, догматизма религиозных деятелей и считал необходимым приобщение мусульман к требованиям современной жизни, различным наукам и технике.
В то же время Икбал не стеснялся выражать свои субъективные чувства: он подвергал критике образ жизни европейцев в связи с тем, что, несмотря на большие достижения, их цивилизация лишена духовности и строится только на материальных ценностях и не скрывал своей неприязни к западной культуре, которую так хорошо знал.
В своих стихах он часто использовал поэтический образ сокола. Это классический поэтический образ поэзии на языках фарси и урду. С его помощью он иллюстрировал разницу масштабов личностей разных людей. Обращение к историческим примерам, великим предшественникам–Джамишду, Каю, Кайсару помогают читателю настроиться на великие дела. Икбал определял роль и степень ответственности мужчины в общем, и мужчины-мусульманина в частности. Он писал: «Активная жизнь с ее взлетами и падениями лучше, чем застой. Даже голубь может стать соколом, если будет предпринимать отчаянные попытки врываться из ловушки».
Икбал особо подчеркивал важность борьбы за «пробуждение» мусульман, которые почту уже смирились со своей участью рабов. Он хотел, чтобы свет веры зажегся в их сердцах и помог им преодолеть фатализм и депрессию, которые уже вошли у них в привычку.
Как поэт Икбал совсем мало уделял внимания традиционной для восточных поэтов проблематике любви, разлуки, страданий возлюбленных, одиночеству и прочим эмоциям. Напротив, в своих стихах он воспевал национальное возрождение, веру, религиозный порыв. Его философия лишь облекалась в форму стихов. Со времен Великого восстания в Индиив 1857 году он был первым поэтом, которому удалось достучаться до сердец индийских мусульман.
Протестуя против английского колониализма и враждебного отношения индусов к мусульманам, он считал необходимым создание независимого государства, которое обеспечило бы их защиту.
Таким образом, Икбал внес свою лепту в развитие самосознания мусульман субконтинента не только как философ, но и как политик.
В 1930 году Икбал выступил за создание мусульманского государства в составе независимой индийской федерации.
Его мечта о государстве, где будут уважаться права мусульман Индийского субконтинента воплотилась уже после смерти поэта 21 апреля 1938 года.
В современном Пакистане его чтят как великого философа, указавшего мусульманам Индийского субконтинента путь в бушующем водовороте политических событий 20-го века.
Ильдар Мухамеджанов