Могущественные женщины исламского мира: Нур Джахан из династии Великих Моголов
Будучи тюрками по происхождению Великие Моголы добровольно переняли персидскую культуру и сделали персидский язык официальным при своем дворе.
Это произошло при императоре Хумаюне, который находясь в изгнании жил при дворе персидского шаха.
Политика открытости, проводимая Великими Моголами, привлекала талантливых персов на индийский субконтинент. Ко двору Моголов прибывали искать «счастья и чинов» воины, чиновники, аристократы, поэты, врачи, архитекторы, художники, музыканты.
Поэтому культуру империи Великих Моголов часто представляют как сочетание индийской, тюркской и персидской традиции. Персидское влияние прослеживается в таких областях как архитектура, литература, каллиграфия и живопись, музыка и медицина, ковроткачество и ювелирное искусство, изготовление предметов быта и обихода и создание рукописных манускриптов.
Самыми выдающимися визирями при дворе моголов были персы – Байрам Хан, Абдуррахим (при Акбаре),Итимад ад Даула ( при Джахангире), Асаф Хан ( при Шах Джахане),Наиат Хан Али (при Аурангзебе). Наиболее знатными женами могольских императоров также были персиянки – Махам Бегум (мать Хумаюна), Хамида Бано Бегум (мать Акбара), Нур Джахан (жена Джахангира), Мумтаз Махал (мать Аурангзеба).
Нур Джахан (Свет Мира) – наиболее заметный женский персонаж в истории династии Великих Моголов. Как писали историки, она обладала «острым умом, живым характером и прирожденным здравым смыслом».
Ее отец – Мирза Гияс-бек, позднее получивший в истории известность как Итимад ад-Даула, персидский аристократ, который, спасаясь от жизненных неудач, приехал попытать счастья ко двору императора Акбара.
Первоначально Нур Джахан была выдана замуж за другого персидского искателя приключений в Индии –Али Кули Хана, служившего при дворе Джихангира. После гибели мужа во время военного похода в Бенгал она со своей дочерью была принята в гарем Рукайи Бегум – бездетной жены могольского императора Акбара, мачехи Джихангира, где он и увидел ее впервые и предложил выйти за него замуж.
Историки говорят, что она пользовалась неограниченным влиянием на Джихангира и фактически правила наравне с ним. Она была единственной женой могольского падишаха, чье имя чеканилось на монетах.
Они известна еще и тем, что после смерти своего отца построила ему огромный мавзолей в Агре, который и по сей день является одним из прекраснейших образцов персидской архитектуры и по своему великолепию соперничает со знаменитым Тадж-Махалом.
Нур Джахан критикуют за то, что она помогала своему отцу и брату делать карьеру при дворе Великих Моголов. Не родив Джихангиру наследника, она познакомила свою племянницу Арджуманд Бано (Мумтаз Махал) с любимым сыном Джихангира принцем Хуррамом, который не смотря на то что уже имел двух жен был настолько поражен ее красотой, что она стала его бессменным спутником до самого конца жизни.
Нур Джахан кроме всего прочего была интриганкой и настроила Джихангира против Хуррама, после чего началась борьба отца с сыном, во время которой Джихангир скончался.
После его смерти Нур Джахан поддержала младшего сына Джахангира – Шахрияра в его претензиях на престол Великих Моголов, однако тот проиграл войну Хурраму, который стал очередным падишахом под именем Шах-Джахана. Шахрияр был казнен, а Нур Джахан отправлена в почетную ссылку в Лахор, как вдова предыдущего могольского императора.
На свои деньги она построила мавзолей умершему супругу, которого пережила на восемнадцать лет и провела остаток жизни в затворничестве и молитвах.
Ильдар Мухамеджанов