• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Матери нации": основательница первой школы для девочек в Казани Фатиха Аитова

Время чтения: 6 мин
5940

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Кому будет дано четыре вещи, то это будет лучшим благом этого мира и мира вечного: 1) благодарное сердце; 2) язык, занятый поминанием Аллаха; 3) терпеливое на бедствия тело; 4) супруга, не предающая мужа ни телом, ни его имуществом» (рассказал Ибн Аббас).

Всё дальше от нас от 1917 год, когда в мире мусульманского российского сообщества произошло важное событие – состоялся первый в истории Всероссийский съезд мусульманок в Казани, прошедший 24 апреля.

В списке приглашённых было порядка 60 женщин, каждая из которых была не просто представительницей прекрасной половины человечества, но и внесла свой, весомый и неоценимый нашими современниками вклад в развитие и дальнейшее процветание российской уммы, в том числе женской её части. Сегодня мы хотим рассказать Вам об одной из участниц того съезда, о Фатихе Аитовой.

Родилась Фатиха в семье троицкого купца-миллионера Аита Яушева, после смерти которого приняла важное решение – потратить оставшиеся денежные средства на просвещение татарских детей. В 1897 году она открывает в районе Суконной слободы Казани школу для первоначального обучения татарских девочек. К сожалению, через три года школа закрывается.

Замуж наша героиня вышла довольно рано и поставила для своего жениха единственное условие – он должен был помочь ей построить здание школы.

Что касается всей династии Аитовых, то они широко известны – это семья татарских миллионеров и меценатов, основателей двух казанских мечетей. Начало своё этот род берёт от богатого татарского предпринимателя, мурзы Аита Заманова (1731-1797), который зарабатывал себе на жизнь тем, что варил мыло и занимался кожевенной торговлей. Ахмет Заманов построил в 1788 году каменную мечеть в Старо-татарской слободе на Большой Мещанской улице (ныне это ул.Нариманова, 98). Также он вёл довольно прибыльный бизнес – торговал сырьём и пушниной в Казани, Сибири, Средней Азии.

16 августа 1909 года Аитова обращается к директору народных училищ Казанской губернии Пинегину за разрешением открыть «женский мектебе для обучения татарских девочек мусульманской религии с обучением их русскому языку и русской грамоте по программе начальных школ».

Она получила разрешение, и официально школа открылась 27 августа 1909 года. По большей части средства на содержание учебного заведения шли из кармана Аитовой, небольшая часть денег поступала от родителей учащихся. А уже с 1910 года для школы отпускались деньги в сумме 600 рублей школьной комиссией Казанской городской думы.

Для школы было возведено специальное двухэтажное каменное здание. Также была введена форменная одежда — коричневое платье, чёрный и белый фартуки, белый с розовой каймой платок.

За первый год в школе обучились 85 девушек, жительниц Казани. В дальнейшем их число росло, стали появляться приезжие ученицы. В 1911 году здесь обучалось уже порядка 120 учениц. В 1913-14 годах в школе имелось пять классов. При этом стоит отметить, что в и 5 классах были параллельные отделения, на которых обучались 220 учениц. Распределялись они по классам следующим образом: в 1, 2, 3 классах — по 40 человек, в двух 4-х по 32 человека, в 5 основном — 30 и параллельном — 16 человек.

В этот временной период в учебном заведении Аитовой работали девять учительниц: семь по числу классов, учительница русского языка и учительница рукоделия. Русский язык и рукоделие преподавали русские учительницы Иевлева и Моисеева. Один из казанских чиновников писал министру внутренних дел 26 ноября 1913 года: «Эта школа является единственной в своём роде как по участию в ней русских преподавательниц наравне с преподавательницами-мусульманками, так и по крайней неопределённости программы преподавания».

В этой школе преподавались такие предметы, как вероучение, татарский язык и литература, арифметика, география, история, природоведение, чистописание, рисование, рукоделие и русский язык. Также на русском языке преподавались такие дисциплины, как отечественная история и география Российской империи. Остальные предметы велись только на татарском языке.

Безусловно, героине нашего сегодняшнего материала предстояло пройти через многие трудности, прежде чем школа для девочек открыла свои двери. Самой главной сложностью стало отсутствие программ для школ подобного типа. Поясним, что в татарскую женскую среднюю школу нельзя было механически перенести программу татарских мужских медресе или программу русских женских гимназий. При отсутствии настоящих специалистов этого дела работа по составлению программы требовала много времени.

Другой проблемой стало само нежелание царских чиновников в существовании на территории государства подобных учебных заведений. Только лишь в 1913-14 годах директор народных училищ Казанской губернии под различными предлогами отклонил пять прошений Аитовой о преобразовании школы. В докладной записке попечителю Казанского учебного округа директор народных училищ конкретизировал причины отказов. Он писал, что не знает, существуют ли в России женские медресе и что они могут собой представлять.

В процессе попыток открытия школы с восьмигодичным обучением, Фатиха ханум обращалась и к попечителю Казанского округа, но безуспешно.

Потерпев неудачу в Казани, женщина решает отправиться в Петроград. Уже здесь она принимает решение обратиться за помощью к депутату Государственной думы от Казани октябристу Ивану Годневу.

«Познакомившись с содержанием бумаги, — вспоминает сын Аитовой, ездивший вместе с матерью в Петроград, — высокий чиновник особо утешительного нам не сказал и не обещал, но дал совет воспользоваться только что утвержденным положением о новых народных школах, положением, дающим большую автономность и большую независимость от текущего контроля властей и преобразовать, переоформить статус нашей школы по этому образцу».

И вот, после длительных бумажных процедур 4 марта 1916 года Фатиха Аитова получает разрешение попечителя «открыть в Казани частное среднее учебное заведение для девочек-магометанок <…> при непременном соблюдении нижеследующих условий: чтобы в учебном заведении применялись только те учебные руководства, которые допущены министерством народного просвещения и духовным начальством по принадлежности, чтобы преподаватели избирались из лиц правоспособных, чтобы в число предметов, преподаваемых в проектируемом учебном заведении, было введено изучение русской словесности».

Торжественное открытие татарской женской гимназии состоялось чуть позже, 29 октября 1916 года, где присутствовали представители местной администрации, губернатор Боярский, городской голова Боронин, попечитель Казанского учебного округа Ломиковский, директор народных училищ Васильев, председатель городской училищной комиссии Грауерт, чиновники учебного округа, члены училищной комиссии.

Согласно историческим сведениям, открытие первой в Казани татарской женской гимназии стало крупнейшим событием в жизни татарского общества, что дало надежду на создание мусульманской татарской элиты среди женщин.

Как отметила заведующая школой Акимбетьева, такая гимназия нуждается в моральной поддержке со стороны татарского общества, и, особенно, со стороннего учебного начальства. Она отмечала, что уже сейчас гимназия встретила большие трудности: «Во-первых, оказалось трудно найти учительниц-татарок, которые могут преподавать на татарском языке и имеющих право на преподавание». Именно это и заставило Фатыху Аитову направить на учёбу в гимназию Шумковой шесть девушек за свой счёт».

Школа Фатихи Аитовой просуществовала до 1918 года, когда была преобразована. В последствии на базе гимназии создадут татарскую школу второй ступени.

Во время Гражданской войны Фатиху Аитову эвакуировали в Омск. В Казань мусульманка вернётся лишь в годы Великой Отечественной войны – в 1941 году. Похоронена Аитова на кладбище возле Ново-Татарской слободы.

Что касается нашего с Вами времени, то в Казани действует гимназия №12 с татарским языком обучения имени Ф. Г. Аитовой.

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle