"Матери нации": к 101-летию Первого Всероссийского съезда мусульманок
Ровно 101 год назад, в далёком 1917 году 24 апреля открылся Первый Всероссийский съезд мусульманок в Казани. Были приглашены 60 женщин, однако приехали 72, а ещё 300 просто были в числе зрителей и слушателей. Такое количество участниц съезда говорит о его важности, о том, что необходимость проведения мероприятия такого масштаба назрела в мусульманском обществе.
Тогда были подняты вопросы политического и социального неравенства женщин и мужчин. Принятые в результате обсуждений решения были не только беспрецедентны для всего мусульманского мира, но и прогрессивны для европейских государств. Отдельное внимание участницы уделили избирательным правам женщин, равным правам на труд и активному участию в общественной жизни.
Говоря об особенном вкладе в становление российской уммы, нельзя обойти стороной такие имена, как Хадича Таначева, Салима Якубова, Захида Бурнашева, Ильхамия Туктарова, Шафика Гаспринская. О том, как сложилась судьба «матерей нации», как они служили своему народу, татарскому мусульманскому сообществу России, рассказала Тамина Биктимирова, кандидат исторических наук, общественный деятель, один из главных исследователей женского движения Татарстана, в стенах Музея исламской культуры, бок о бок с выставкой «На рассвете», посвящённой деятельности Всероссийского съезда мусульманок.
- Открыла съезд Хадича апа Танашева, первая женщина-стоматолог. Подчеркну, что ранее у женщин не было возможности открыто говорить о своей деятельности.
Нельзя переоценить тот непомерный вклад в подготовку съезда и определение его повестки, который внесли учительницы, среди которых была и Фатиха Аитова, выдающийся просветитель и педагог, руководитель первой светской школы европейского уровня для девочек-мусульманок Казани, которая, к сожалению, просуществовала лишь до 1918 года. Именно она создала в Суконной слободе ремесленную школу для девушек. А Лябиба Хусаиния преподавала в первой новометодной школе, открытой в Казани в 1894 году женой Галимджана Баруди.
- Тогда татаркам нельзя было поступать в вузы для русских девушек. Выйдя из медресе, наши татарки, полностью пройдя курс гимназии, всё-таки добились, чтобы их начали принимать в высшие учебные заведения, зачислять на женские педагогические и медицинские курсы. Где бы ни открывались гимназии, наши девушки поступали туда. Лишь в московские вузы их брали не столь охотно (всего 2 обучались там). Большая часть получила образование в Петербурге. Взять, к примеру, Амину Мухетдинову, которая стала первой женщиной-юристом среди татарок. Или даже Сару Шакулову, первую татарку, окончившую Сорбонский университет в 1913 году. Однако, вернувшись на родину, ей пришлось подтверждать уровень своих знаний и за два года в Москве сдать заново все 25 предметов.
Говоря о женском мусульманском движении, будет ошибкой обойти стороной фигуру Шефики Гаспринской.
- Уже выступая на меджлисе женщин в Симферополе, Шефика-ханым предложила свою программу действий, состоящей из 14 пунктов, для улучшения социально-экономического и общественного положения женщин. К примеру, крымская татарка подчёркивала, что нужно не только отбросить унижающие достоинство женщины обычаи, но и массово открывать больницы, дошкольные учреждения и школы для девочек.
Особое внимание стоит уделить Мухлисе Буби, первой женщине-казыю.
- Основой её взглядов было убеждение в том, что мусульманские женщины не просто могут, но и должны достичь равноправия с мужчинами, при этом сохраняя нравственность и не нарушая заветов ислама.
В 1924 году в статье «Женщины в мире ислама» Мухлиса писала: «Число женщин, служащих великому делу укоренения Ислама в мире посредством знаний, насчитывается не десятками, а сотнями».
Если говорить об итогах того съезда, то в резолюции были включены пункты, касающиеся равноправия по шариату и на суде; о том, что женщины должны перед замужеством проверяться у врачей. Также было подчёркнуто, что у мусульманок по шариату есть право участвовать в выборах. Тут стоит отметить, что во время выборов для мусульманок согласно документам должны быть устроены отдельные от мужчин места для голосования. А непосредственно во время выборов мусульманки должны голосовать либо за мусульманок, радеющих о пользе для мусульман, либо, если не будет кандидата-мусульманки, - за мусульманина.
Что касается семейной сферы отношений, то при выдаче девушек замуж хоть на севере, хоть на юге, никах не может быть прочитан, если девушке не исполнилось 16 лет, при этом на руках и у жениха, и у невесты должны быть свидетельства об отсутствии у них тяжелых заболеваний. Не оставили в стороне мусульманке и образование своих детей. Так, к примеру, мальчики и девочки должны были с восьми лет иметь возможность обучаться на родном языке. К тому же нужно активно содействовать женскому просвещению. Для этого девушки должны иметь возможность обучаться в средней и высшей школе, а также посещать различные открытие курсы. К тому же должны иметь место различные общества для улучшения практической и духовной сторон жизни женщины.
Тогда, на Конгрессе в 1917 году, был принят устав, рекомендованный для исполнения всем мусульманским женским комитетам и организациям.
Позже, в мае, в Москве в доме Ассадулаева пройдёт съезд мусульман России. В его работе примут участие около 900 делегатов из всех регионов России, в том числе 112 женщин, которые даже будут сидеть в президиуме. Это был пятый по счету всероссийский съезд, но первый, в работе которого участвовали женщины.
Ильмира Гафиятуллина, Казань