Маяк для верующего
Одной из отличительных черт исламских храмов – мечетей являются минареты (араб. منارة, манара, «маяк»). В разных частях исламского мира они могут иметь разную форму: квадрата, цилиндра, надстройки на крыше или стене мечети, или даже зиккурата – башни со ступеньками, «завинченными в спираль» и являющими частью его конструкции. Востоковеды выдвигают разные версии появления этой значимой детали в архитектурных ансамблях мусульманских храмов и, в общем, сходятся на том, что прообразом их могли быть сигнальные башни древности.
Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, минаретов как архитектурных сооружений при мечетях не было, а азан провозглашался с крыш зданий.
Исследователи относят появление первых минаретов к 673 году. Старейшим из ныне сохранившихся минаретов считается минарет мечети в Кайруане (Тунис), строительство которого началось в первой трети 8 века и закончилось в 836 году.
Сама идея соорудить башню для того чтобы призывать верующих на молитву сначала не находила полной поддержки среди мусульман, но со временем минареты стали неотъемлемой частью архитектурных комплексов мечетей и сейчас трудно представить себе мечеть без возвышающегося над ней одного или нескольких минаретов.
В исламском мире выработалось несколько стилей возведения минаретов в зависимости от региона: тунисский – типичным строением этого стиля является минарет в мечети Кайруана – массивная четырехугольная башня; турецкий стиль также хорошо известен мусульманам – тонкие, круглые «карандаши», словно вонзающиеся в небо; египетско-сирийский – высокие, ажурные башни, расположенные по углам здания мечети; марокканский – высокие четырехугольные башни с ажурными узорами стен. Многообразием форм, в которых находят отражение особенности местной архитектуры, характеризуются минареты мечетей Индии, Пакистана, Малайзии, Китая и других стран Юго-Восточной Азии.
Классический минарет в исламском зодчестве характеризуется наличием восьми базовых элементов: фундамента, основания, переходного сегмента, цилиндрического тела, балконов, верхней части минарета, шпиля и орнамента на нем (обычно – полумесяца, сделанного из металла).
Цилиндрическое (или квадратное) тело изготовлялось из кирпича или тесанного камня, или использовалось их сочетание, и имело полую структуру, так как по нему муэдзин забирался на верх минарета для произнесения азана. Лишь у нескольких мечетей, как, например, у зиккурата в иракской Самарре или мечети ибн Тулуна в Каире ступени расположены на внешней части минарета и представляют, фактически, часть конструкции его стен. (Оба минарета построены в 9 веке).
А вот мечети и минареты Тимбукту в Мали представляют собой совершено иной подход к строительству: они сделаны из глины с добавлением дерева, соломы и растительных волокон. Для большей прочности стены мечети и минарета пронизывает каркас из жердей, также обмазанных глиной.
Местные традиции в строительстве играли решающую роль и здесь культовые здания ничем не отличались от остальных: для них использовались в основном те материалы, которые были распространены в данной местности. Например, сельджуки возводили в Анатолии минареты и мечети в основании которых использовалась каменная кладка, а стены делались из кирпичей –яркий пример подобного зодчества мечеть Тимурташ в Бурсе. Они использовали в строительстве так называемую «Хоросанскую смесь» - водостойкую субстанцию, которая включает кирпич, камень, песок, пепел, известь и воду.
Любопытная деталь: после завоевания Константинополя султан Мехмед Фатих при переделке в мечеть храма св. Софии приказал быстро соорудить минарет из дерева, чтобы всем было понятно, что христианский храм стал мусульманским. Затем, там было возведено три минарета из камня, а после этого деревянный минарет был заменен каменным.
Во времена Османской империи в строительстве широко использовался местный песчаник, легко поддающийся обработке – кюфекли. Фундамент минарета делался из прочного камня и мог быть соединен со стеной мечети. Основание могло быть как квадратным, так и круглым, или в виде многоугольника. Например, знаменитый Синан предпочитал 16-угольник.
У мечети мог быть один минарет, но только если ее не построил сам султан. Так, у мечети Сулеймание в Стамбуле четыре минарета высотой 76 метров, а у мечети Султанахмет – шесть. Существует любопытная история об этих шести минаретах, как раз, касающаяся вопроса о том, из чего их делали. Якобы, султан Ахмед приказал архитектору Мехмеду Аге сделать минареты из золота, а тот, зная, что это невозможно возвел шесть минаретов и на вопрос султана, что это значит, ответил, что не понял приказания и вместо золота (алтын) возвел шесть (алты) минаретов.
Внутри минаретов располагаются ступени, ведущие наверх. Для того чтобы минареты не разрушались при землетрясении или от сильного ветра, их укрепляли, заливая расплавленное железо в щели между камнями. Это средство оказалось настолько эффективным, что современные инженеры подумывают о возвращении к нему ввиду того, что в последнее время множество минаретов в исламских странах разрушилось во время стихийных бедствий.
Минареты украшались и часто служили для архитекторов и рабочих средством приложения своей творческой фантазии. Так, например, минарет Калян в Бухаре облицован керамическими плитками, которые представляют собой различные геометрические фигуры – квадрат, круг, полукруг, треугольник, а минарет мечети Кутб-Минар в Дели украшен в смешанном стиле, в котором используются как арабские, так и индийские национальные узоры.
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.