Зульфат хазрат Габдуллин: «Получение знаний – фард для каждого мусульманина»
В этом году знаменитое медресе «Мухаммадия» отмечает 140-летие. Мы рады представить нашим читателям интервью с уважаемым преподавателем Зульфат хазратом Габдуллиным, который сам лично окончил данное медресе и уже на протяжении долгих лет вносит благой вклад в её историю.
– Ассаляму алейкум, Зульфат хазрат. Расскажите пожалуйста о тех временах, когда вы впервые вступили на порог медресе «Мухаммадия» в роли шакирда, а в последующем и в роли преподавателя.
– Уа алейкум ассалям. В медресе я поступил в 1994 году. В 1999 году окончил учебу, и в том же году начал работу в медресе. Когда мы впервые пришли на учебу, нас приняли в деревянном военкомате в подвале мечети «Рамазан».
В сентябре и октябре мы учились там. Позже перешли в мечеть «Нурислам». Документы медресе были возвращены только в 1995 году, и только к концу 1997 года мы зашли в стены нынешнего здания медресе.
Принято говорить, что работа является для человека его вторым домом, однако медресе стало для нас первым домом, потому что в «Мухаммадии» мы бываем чаще, чем дома. Здесь всё очень родное и близкое душе.
Пророк ﷺ говорил: «Поистине, проклят этот мир, и проклято всё то, что есть в нём, кроме поминания Всевышнего Аллаха (зикра) и того, что близко к этому, а также обладающего знанием и приобретающего знание».
В процессе преподавания ты и сам приобретаешь знания, и делишься ими с остальными. Поэтому приобретение знаний и обучение им – это великое деяние. ИншаАллах будем работать, надеясь на Милость Аллаха. Пусть Всевышний Аллах будет доволен всеми преподавателями.
– Зульфат хазрат, что послужило причиной вашему поступлению в медресе?
– Альхамдулиллях, с малых лет я хорошо помню, как родители соблюдали религию, постились, совершали жертвоприношение. Дедушки-бабушки, вознаграждая копеечной монетой, тоже обучали нас сурам «Фатиха», «Ихлас», «Фаляк», «Нас». Они заложили всё это в наши сердца.
После окончания 9-го класса было предложение поступить в «Мухаммадию». Я принял это предложение и согласился. Говоря о медресе, как уже было сказано ранее, нас принимали в мечети «Рамазан». В то время даже в этой мечети ещё шли строительные работы: основание было заложено, а стены ещё не были возведены. Там мы сдавали документы и экзамены. В то время Валиулла хазрат, Габдулхак хазрат и ещё несколько почетных и пожилых хазратов спрашивали нас суры Корана, о порядках совершения намаза и проверяли на знание арабского языка. Нас, окончивших 9-й класс, было 60 человек, окончивших 11-й класс – 60, всего нас было 120 человек. По окончании медресе из этих 120 человек нас осталось всего 12.
– Трудно ли было Вам учиться?
– Безусловно. Особенно было тяжело нам, детям из обычных татарских деревень. В то время уроки проходили на русском языке, потому что учителя-арабы преподавали нам, переводя на русский язык. Параллельно с этим мы учились и в 10-11-х классах. Условия в те времена тоже были другими. Это, как мы знаем, времена после распада СССР, когда мир словно перевернулся с ног на голову.
Несмотря на некоторые трудности, альхамдулиллях, результаты тех стараний были хорошими. Каждый из тех 12 человек, с которыми мы вместе окончили медресе, и сегодня трудится на пути ислама.
– Зульфат хазрат, намерение остаться преподавать в медресе у вас возникло уже во время учебы?
– Первым намерением было стать полезным для уммы и народа. В этих целях мы учились и трудились. Получение знаний является фардом для каждого мусульманина. А уже после этого человек сам решает, как он будет распоряжаться приобретенными знаниями.
Преподавательская деятельность и обучение религии было близко моему сердцу. После поступления в направление лингвистики и получения специальности учителя арабского языка, преподавание стало для меня ещё более близким.
В начале работы в медресе было вложено много труда в направлении организационных работ. В том числе было необходимо не оставлять шакирдов после уроков на их усмотрение, а вести работу в соответствии режима и определенного порядка, нужно было упорядочить их распорядок дня так, чтобы они были заняты спортом или другой полезной деятельностью. Поэтому я ответственен по учебной и воспитательной части.
Очень важно уделять внимание воспитательной работе. На уроках ученик находится лишь на протяжении 5-6 часов, а где и чем он занят в остальное время? Будет неправильным, давать знания в течении 5-6 часов, а оставшиеся 18-19 часов оставить на их волю. Поэтому очень важно всё это правильно упорядочить и организовать.
– Зульфат хазрат, вы немного рассказали о своих учебных годах, а какие они шакирды сегодняшних дней?
– На сегодняшний день наблюдется смена поколений. Сегодня в медресе приходят уже дети тех, с кем мы учились вместе.
Раньше, скажем так, даже если сами дети совершали намаз, то их родители ещё не совершали. На сегодняшний день мы принимаем тех, чьи родители тоже являются соблюдающими, совершают намаз. Среди этих детей есть и обладающие основами религии, и имеющие религиозное воспитание.
Раньше уровень знаний среди поступающих в медресе был примерно одинаковый, а сейчас среди них есть и те, кто знает очень много, и те, кто, наоборот, не знают ничего. В работе с детьми важно учитывать и эту разницу.
– Какова роль медресе в освещении религии для общества, как чистый и правильный путь?
– Каждый желающий человек всегда мог прийти к нам в медресе, получить знания и найти спокойствие для своей души. В Коране приводятся такие прекрасные слова:
«Разве ты [о Мухаммад] не видишь, какое Аллах привел сравнение для прекрасного слова [слов единобожия, призыва к Исламу, аятов Корана и др]. Оно [это слово] подобно доброму дереву [такому, как финиковая пальма], корни которого крепки [в земле], а ветви поднимаются к небу. [Это дерево] Постоянно плодоносит с разрешения своего Господа... «А дурное слово подобно дурному дереву, которое можно [легко] вырвать из поверхности земли, потому что [его корни не уходят глубоко и] оно растет непрочно». «Ибрахим», 14:24-26
Медресе «Мухаммадия» также должно двигаться в этом направлении, чтобы человек, придя сюда, находил спокойствие, безопасность и благодать.
Для этого очень важно зародить такую атмосферу в медресе. Безусловно, это будет находить отражение и в учениках медресе. Если преподаватели смогут вложить в учеников красивые и благие мысли, таким благонравием они и окончат медресе.
– Сохраняется ли связь с предыдущими поколениями шакирдов?
– Двери «Мухаммадии» всегда открыты для каждого. Это не место, куда приглашают, это дом для всех шакирдов. Как не стоит приглашать войти в дом, так и здесь. Если человек считает наше медресе своим домом, то он может прийти в любое время.
Мы всегда с радостью встречаем каждого, кто приходит к нам. Многие приходят, соскучившись. Альхмадулиллях, если медресе смогло оставить такие теплые воспоминания, думаю, это хороший показатель.
Сейчас, альхамдулиллях, открылись новые здания и корпусы. Пусть всё это послужит причиной для дальнейшего роста медресе. Пусть для каждого приходящего за знаниями человека «Мухаммадия» станет местом приобретения благодати, тепла и спокойствия. Пусть Всевышний Аллах дарует каждому преподавателю здоровье, терпение, семейное счастье.
– Аминь, Зульфат хазрат. Пусть Всевышний Аллах будет вами доволен.
Беседовала Айсылу Юлдашева