Величайшие суфии: кем был Мухаммад-Закир Чистави Камалов?
Фото: Ислам-тудей.
Начало: влияние тариката накшбандийа на религиозные структуры
На рубеже XIX – XX веков мусульманское население Среднего Поволжья и Приуралья переживало социально-экономические и социокультурные изменения. Не могли остаться в стороне от этого и последователи тасаввуфа, среди которых, как показывает изучение прошлого, оказалось несколько различных тенденций и вариантов ответа на вызовы среды.
Одни встали на позицию неприятия интенсивной модернизации жизни общества, защищая традиционные, устоявшиеся порядки и обычаи, опираясь на мнение, что ислам является незыблемым, неизменным и законченным «зданием» (бина) жизни общества, не требующим реконструкции (изменений).
Другие воспринимали реальность более прагматично, видя в происходящих изменениях неизбежность и необходимость обновления, но сами оставались при этом в строгих пределах мусульманского религиозного учения: не трогая базис, а лишь улучшая жизнь социальной надстройки в разумных пределах, не противоречащих базовым принципам веры.
Проследить данные тенденции мы хотим на примере деятельности двух религиозных и общественных деятелей второй половины XIX – начала ХХ вв., которые являлись современниками и в то же время несколько по-разному воспринимали происходившие тогда изменения: Мухаммад-Закир Чистави Камалов и Зайнулла аш-Шарифи Расулев.
Фото: Ислам-тудей.
В ряду крупнейших суфийских шейхов и ишанов Среднего Поволжья в дореволюционный период, безусловно, выделяется фигура Мухаммад-Закира ишана Камалова (Вагапова). При жизни и после смерти он был удостоен многих эпитетов: кутб аз-заман, кутб-ал-‘аср, гаус ал-мухакыкын, бурхан ал-вилаят ал-мухаммадийа, ал-устазу ал-а‘иззу ал-‘азиз, аш-шейх аш-шакир и т.д.
Его полное имя, зафиксированное в источниках, аш-шейх Мухаммад-Закир бин Абдульваххаб бин Абдулкарим аль-Чистайи ас-Саснави аль-Булгари ан-Накшбанди ал-Халиди (1804 – 1893). Он является уроженцем деревни Сасна, что в Заказанье (ныне Балтасинский район Республики Татарстан), происходит из семьи торговца, начальное религиозное образование получил в родной деревне у имама Таджетдина ал-Иштиряки, а затем продолжил обучение в известном своими традиционными устоями медресе деревни Мачкара у имама и мударриса Абдуллы бин Яхья ал-Чиртуши.
Далее с 1846 года в течение 46 лет он исполнял обязанности имама в первой мечети города Чистополя, являлся основателем и руководителем крупного старометодного медресе «Камалия», куда в течение нескольких десятилетий стремились за знаниями шакирды Казанской, Самарской, Уфимской и других губерний Поволжья. Именно благодаря медресе слава и уважение Закира ишана распространилась далеко за пределы не только Чистополя, но и Волго-Уральского ареала.
Мухаммед-Закир Чистави: "живой Коран"
Уже живя в Чистополе, Закир Камалов становится мюридом шейха Махмуда Алмалы (Махмуд Афанди Аль-Астрахани) – известно, что в 1860 году или чуть позднее этот сильный шейх, уроженец закавказского Ширвана, по пути в Казань останавливался в Чистополе. От него же Закир Камалов получил иджазу, а сам Махмуд Алмалы в течение нескольких лет жил в Казани и имел тесные отношения с местными татарскими имамами, в том числе и с Шихабуддином Марджани.
Мнение Ризаэтдина Фахретдинова свидетельствует о том, что видный религиозный деятель, ишан Закир Камалов до конца жизни придерживался традиционалистских позиций.
Чистопольское медресе воспроизводило многовековую традицию религиозного образования, из чего следует, что Закир ишан был одним из видных сторонников традиционалистского течения и лишь под конец жизни объявил о необходимости реформировать свое медресе, однако этим планам не суждено было сбыться.
Р.Фахретдинов дал ему достаточно жесткую оценку в «Асаре»: «Начав заниматься тасаввуфом, (его) старания в воспитании шакирдов ослабли, перестал уделять внимание занятиям, изменил свое поведение и можно сказать испортился. Встал на путь воспитания молодых шакирдов по-стариковски».
Ахметшин Д.Ф. «Ушедшая история»