Так поступал Пророк ﷺ: «Наставление при людях – это посрамление»
Посланник Аллаха ﷺ никогда не порицал и не стыдил публично оступившегося, чтобы не порочить его при всех. Как говорил имам аш-Шафии «Наставление при людях – не что иное как посрамление».
Однажды Пророк ﷺ отправил Абу Хамида ас-Саади собирать пожертвования из некоторых районов. Когда он вернулся к Пророку ﷺ, заявил: «Это – для вас, а это – для меня. Это – то, что принесли вам люди, а это – то, что я получил в подарок от людей».
Посланник Аллаха ﷺ, узнав об этом, поднялся и обратившись ко всем, сказал: «Что с теми, кого мы направляем собирать пожертвования, а они, вернувшись, говорят: «Это для вас, а это для меня». А если бы он сидел дома? Давали бы ему что-то люди? Нет, ведь его одаривали, потому что он пришел как имеющий определенную должность и поручение, которое он исполнял».
Пророк ﷺ указал на этот недостаток, но не стал называть имя этого человека перед всеми. Если кто-то ошибался, посланник Аллаха ﷺ старался наставить его.
Во время прощального хаджа вместе с Пророком ﷺ был Фадль ибн Аббас – сын дяди Пророка. Он был высоким, красивым юношей и сопровождал Пророка ﷺ. Мужчины и женщины подходили к любимцу Аллаха ﷺ с вопросами о хадже. Однажды одна красивая женщина со своим вопросом пришла к посланнику Аллаха ﷺ, и пока она разговаривала с Пророком ﷺ, Фадль ибн Аббас не спускал с нее глаз. Пророк ﷺ увидел это и отвернул Фадля от женщины.
Он не сказал ему: «Как ты можешь смотреть на постороннюю женщину рядом с Пророком ﷺ!» Он лишь улыбнулся и понял слабость Фадля.
Посланник Всевышнего ﷺ наставлял людей об удержании взора на запретное и не дозволенное, но тут человек лишь ошибся, Пророк ﷺ не обругал его, а отвернул его лицо от этой женщины и напомнил ему, что это не подобающе.
Пророк Мухаммад ﷺ, видя оступившегося человека, не спешил наказывать его. Пример этому Хатим ибн аби Бальтаа. Когда посланник Аллаха ﷺ сообщил мусульманам о том, что они выступят походом в Мекку, после того как курайшиты расторгли договор, он повелел не сообщать об это никому и готовиться к походу.
Но Хатим ибн аби Бальтаа написал письмо и отправил его с женщиной, наказав ей отдать письмо мекканцам. Эта женщина вплела письмо в свою косу и отправилась в путь.
Пророку ﷺ ниспослалось откровение, в котором ему было сообщено о том, что Хатим ибн Бальтаа отправил письмо с женщиной мекканцам, с тем чтобы предупредить их о выдвижении мусульман, и что она сейчас находится в саду «Хах».
Посланник Аллаха ﷺ отправляет Али ибн Аби Талиба, Микдада ибн Асвада и еще одного сподвижника в сад «Хах» найти эту женщину. Прибыв на место, ей было сказано вернуть письмо Хатима ибн Бальтаа. Но она ответила, что письма у нее нет.
Они обыскали ее вещи и ничего не найдя Али ибн Аби Талиб сказал: «Клянусь Аллахом не соврал Пророк ﷺ, ибо он поистине не лжет. Так отдай нам письмо, либо мы непременно найдем его даже оставив тебя без одежды».
Тогда женщина достала письмо из своей косы и отдала его им. Они увидели, что Хатим ибн Бальтаа сообщил мекканцам о планах посланника Аллаха ﷺ. Тогда Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «О, посланник Аллаха, Хатим – предатель! Казним вероломного предателя!»
Пророк ﷺ спросил у Хатима: «Что заставило тебя сделать это?»
Хатим ответил: «О, посланник Аллаха, поистине я не предатель и не лицемер! Я узнал, что вы выступите в Мекку, а у меня остались там близкие и нет тех, кто защитит их там и решил предпринять что-то ради их защиты».
Тогда Пророк ﷺ сказал: «О, Умар, поистине он не лицемер, ведь он участник битвы при Бадре. А Всевышний, посмотрев на участников Бадра, сказал: «Делайте что хотите, ибо я простил вам». Участники Бадра достигли особого положения. Невозможно представить, что бы кто-либо из них вошел в Ад, совершив вероломство или другое тяжкое прегрешение».
Таким было обращение Пророка ﷺ со спорящими и препирающимися. Он пресекал на корню разногласия и споры, стоило им только начаться.
Автор: Islam Today