Подвижник развития духовной культуры мусульман: что известно о Зайнулле Расулеве
Конец XIX – начало ХХ вв. занимает особое место в истории развития духовной культуры мусульман. Именно в этот период открывается много новых школ и медресе, в которых все больше внимания уделяется обучению светским наукам, налаживается книгоиздательское дело, начинают выходить десятки газет и журналов на старотюркском и татарском языках.
Во главе всех этих прогрессивных начинаний стояли высокообразованные для своего времени и уважаемые в народе люди. Эти подвижники олицетворяли нечто важное, что предопределило самосознание народа на многие годы вперед, и обладали проницательным умом и неравнодушным сердцем. Одной из таких незаурядных личностей был шейх Зайнулла Расулев.
Зайнулла Хабибуллович Расулев (Зайнулла бин Хабибулла бин Расул бин Муса бин Байрамгул бин Гашик бин Султанай бин Мурад-Кабул бин Тупей бин Уразгали аль-Халиди аш-Шарифи ат-Троиски) родился в дни совершения паломничества хаджа 25 марта 1833 г. (в начале месяца Зуль-хиджа 1248 г. хиджры) в семье имама деревни Шарипово Тунгатаровской волости Троицкого уезда Оренбургской губернии (ныне Учалинский район республики Башкортостан).
Истоки суфизма в Поволжье и первые накшбандийские шейхи
Его отец Хабибулла был человеком добрым и мягким по характеру, кроткого нрава и богобоязненным. Мать Малиха была одной из ближайших родственниц Азначуры Ишана. Его нарекли именем после окончания праздничной молитвы Курбан-Байрама 5 апреля 1833 г. Прадед Зайнуллы в 7-ом поколении – шейх Мурад Кабул был известен своей святостью в тех краях. В 1843-1845 гг. он учился в медресе деревни Малый Муйнак (данная деревня территориально входила в Бузикаевский кантон и находилась в 14 км от Тунгатарово) у дамеллы Мухаммада Бухари, а после его смерти у Якуба бин Ахмада аль-Ахунди.
В 1848 г. Зайнулла вместе с учителем переехал в деревню Ахуново, где продолжил учебу в медресе. До достижения 17-летия будущий шейх регулярно посещал его занятия. Затем в 1851 г. по совету своего друга по имени Мухаммади он отправился для продолжения своего образования в г. Троицк, где поступил в медресе шейха Ахмеда бин Халида аль-Менгери при 2-ой соборной мечети. (Рис. 15. 2-ая Соборная мечеть г. Троицка)
Правильному чтению Корана Зайнулла обучался у шейха дамуллы Мухаммадши бин Мираса. В годы учебы Зайнулла прославился своими необыкновенными способностями и силой ума. В период своего проживания в Троицке молодой шакирд в составе каравана отправился в путешествие в Бухару, которое длилось целый год.
Он был вынужден вернуться назад из-за отсутствия возможности достичь своей цели (продолжить учебу в Бухаре) по причине сильного противодействия царского правительства контактам российских мусульман с Бухарой и наличия царских агентов, расставленных на всех дорогах и переправах.
В 1858 г. по приглашению тептярей деревни Юлдаш (Акхуджа) Верхнеуральского уезда (ныне Учалинский район республики Башкортостан) Зайнулла Расулев возглавил медресе, а по указу Губернского правления от 23 мая 1859 года был утвержден к местной мечети в званиях «имам-хатыб» и «мударрис». Необходимые книги для преподавания Зайнулла хазрат доставал из Бухары через Ахмада хаджи Рахманкулова (Ахун хазрата).
В 1859 г. он женится на девушке по имени Гульбагида.
В 1865 г. в деревне шейха Абдульхакима скончался местный имам мулла-Алтаф бин мулла Исхак. Произвести разделение оставшегося после покойного муллы имущества по шариату был назначен Зайнулла хазрат. После того, как распределение имущества было завершено, шейх решил заключить брак с вдовой умершего. Этот никах (бракосочетание) стал причиной безграничной вражды и зависти со стороны родных покойного имама. Особенно брат покойного мулла Афтах бин мулла Исхак, прибыв из города Стерлитамак испытывал глубокую обиду к Расулеву, заявив, что никогда не будет согласен с произошедшим, действовал из чувства обиды и оскорбления, и ждал удобного случая. Именно он сыграет большую роль в судьбе шейха в ближайшие 15 лет.
Татарские богословы о том, что очищает сердце от дурных нравов
В 1866 г. скончался Ахмед бин Зулькарнайн – тесть Зайнуллы Расулева, который в действительности был очень близок ему и был кем-то вроде отчима. После смерти тестя Зайнулла хазрат женился на его вдове – Маусуфе бин Сабит. Поступок привел к скандалу и многочисленным толкам среди местной знати и простого народа. Хазрата обвинили в женитьбе на «собственной матери». Но шейх не обращал внимания на людскую молву и продолжал жить, убежденный в своей правоте.
В 1866 г. живя в обычной деревне и вынужденный содержать большую семью, хазрат решил заняться торговлей. Начал торговать чаем, занимался этим года два, затем бросил, так как погряз в долгах. Оставил ремесло и, таким образом, избавился от долгов.
Из книги Ахметшина Д.Ф. «Ушедшая история»
Все фото: Ислам-тудей